Онегин и Ленский: воспитание и образование. Воспитание онегина Какое образование было у онегина

«Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви».

От Онегина ведут свою родословною все основные герои всех основных русских романов, - и Печорин, и Рудин, и Базаров, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, и Иван Карамазов, и Райский, и даже Обломов. В Онегине - корень их всех. Однако Онегин и возвышается над ними всеми.

Недаром Герцен чувствовал родство таких людей, как он сам, не с Печориным, а с Онегиным. « . Все мы в большей или меньшей степени Онегины, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками».

II .Онегин, добрый мой приятель…

Онегин – представитель высшего петербургского света. Типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его, же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ. Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин - обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».

Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение Образ Онегина - отправная точка в развитии главного героя русского романа.

Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, с одной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение не столько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими.

«Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал, - и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи, это вся эпоха».

Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. Но Онегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, свою несовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важно прояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, он оказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам, его общезначимая единственность. Его трагедия в том, что он – один. Где же выход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете, но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скорее поздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому от других.

Очень трудно, в сущности, невозможно, было Пушкину закончить свой роман в стихах, о том свидетельствует какой-то насильственный обрыв его:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

2.1Детство и юность Онегина

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Белюкин Д.А. В Летнем саду

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить. ревновать. казаться мрачным, изнывать.». Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.


12 билет 1 вопрос.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Вступление. Онегин – типичный представитель своего поколения

Воспитание и образование Онегина

День Онегина

Изменения, произошедшие с Онегиным после дуэли и путешествия по России

1. Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ.

2. Прежде всего, Пушкин показал, как воспитывались такие люди, как Онегин. Он получил домашнее воспитание, что было нехарактерно для дворян начала 19 века. Как правило, они получали либо военное, либо светское воспитание в университете. Онегина же воспитывал месье Лабе, «француз убогой», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Таким же образом воспитывался и Пушкин до поступления в Лицей. Онегин же не получил глубокого образования, и Пушкин сетует по этому поводу:

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть…

3. Он вышел в свет в 17 лет и сразу кинулся во все развлечения, которые ему мог дать «Петербург неугомонный». Вот его распорядок дня. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев. Конечно, такая жизнь «в вихре света» не может удовлетворять умную личность, а Онегин, без сомнения, умная и недюжинная натура. Он быстро устаёт и от своих минутных любовниц, и от друзей. Отравленный скепсисом, он уезжает в деревню, пытаясь сменить обстановку и образ жизни, но хандра и там «гонится за ним, как тень».

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей.

4. Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским, хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли.

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В ту пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

После дуэли Онегин уезжает, так как его преследовала окровавленная тень. Он путешествует по России. Главу «Путешествие Онегина» Пушкин убрал оп цензурным причинам. По мысли поэта, Онегин должен был побывать на Нижегородской ярмарке, увидеть аракчеевские военные поселения. К тому же, мучения совести, осознание того, что юный поэт был убит в угоду света, потому что Онегин боялся хохотни глупцов, - всё это привело к изменениям в душе героя. Встретясь с Татьяной в Петербурге, он понимает, что он потерял, отказавшись от неё. Он перерождается. Он способен теперь на настоящее чувство.

Финал романа открытый. Мы только можем понять, что, оставив Онегина «в минуту, злую для него», мы его оставляем на распутье. Многие критики предрекали ему судьбу декабристов. Вполне возможно… Вспомнить хотя бы судьбу декабриста Лунина и многих других, начинавших бретёрами, светскими франтами, а закончивших жизнь в ссылке в Сибири.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» (см. его полный текст и краткое содержание по главам) имеет большое значение не только в истории русского романа, но и как произведение, имеющее автобиографическое значение. Образ героя сложился в воображении автора тогда, когда к байронизму он относился уже вполне отрицательно. Но в памяти Пушкина еще были свежи воспоминания о своем недавнем увлечении английским поэтом . И вот, по его признанию, он пишет «сатирическое произведение», в котором имеет целью высмеять «москвичей в гарольдовых плащах» т. е. современных ему юношей, корчивших из себя разочарованных байронических героев. Сам Пушкин грешил этим еще недавно, и не скрыл этой слабости в своем романе.

Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Это было «модно», это было признаком «хорошего тона»...

Но не это заполняло его светской жизни. Ловля женских сердец, вот чем особенно прилежно занялся Евгений. И здесь ждал его успех. Пушкин помогает нам понять, откуда Онегин получил свои знания:

Любви нас не природа учит...
Мы алчем жизнь узнать заране
И узнаем ее в романе...
Онегин это испытал.

И Пушкин указывает, какой романический герой был образцом Онегина: это ричардсоновский Ловелас, «победитель женских сердец». Цель его жизни «покорять женские сердца». Для этого Онегин выработал особую тактику, изучил психологию женского сердца: легкие победы ему неинтересны; он любил «трудную борьбу»; это для него своеобразный «спорт»...

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!

Хандра Онегина

Жизнь Онегина катилась, безоблачная и спокойная, среда всевозможных удовольствий театры, балы, обеды в модном ресторане, заботы о наружности и костюме заполонили его пустое и пошлое существование. Судьба наделила Онегина «умом» и «сердцем», не дав ему ни образования, ни воспитания, не указав исхода его душевным силам. От такого несоответствия богатства сил со скудостью содержания души в нем произошел разлад, и немудрено, что он, скоро утомился и заскучал:

Рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум,
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум.
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели
И, хоть он был повеса пылкий,
Но разлюбил он, наконец,
И брань, и саблю, и свинец.

И вот, им овладел «английский сплин», или русская хандра, да к тому же и мода в высшем свете переменилась, и «слава Ловеласа обветшала». Тогда он подражание Ловеласу сменил на подражание Чайльд-Гарольду, стал «корчить чудака».

Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Сердце было пусто, ум был празден. Онегин попытался, было, заняться литературой, но труд упорный был ему тошен, и он бросил перо. Онегин взялся за книгу, но и «читать» он не был приучен, к тому же тогда, когда он изверился в жизни, не мог он поверить книге.

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.

Свою «хандру» и «апатию», результат утомления и пустоты душевной, Онегин счел «разочарованностью» и охотно прикрылся, модным тогда плащом Чайльд-Гарольда. Недаром из всех книг он читал только творения Байрона:

Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно,
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно;
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Онегин был ярким представителем того «полуобразования», которое было так характерно для тогдашнего русского общества. Ум не позволил Онегину на всю жизнь слиться с этим обществом, но искать целей бытия вне этого общества он не умел. И, в результате, в его лице получился в русской литературе первый образчик «лишнего человека».

Книга была отброшена, и Евгений остался беспомощным в жизни, «без руля» и «без ветрил», с «резким, охлажденным умом», странным мечтателем без цели жизни, угрюмым с жалобами на злобу слепой фортуны, с презрением к людям, с язвительными речами.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.

Он чуть было, не отправился путешествовать, но известие о смертельной болезни деревенского дяди вызвало его в деревню.

Вдруг получил он в самом деле
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постеле
И с ним проститься был бы рад.
Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал...

В деревне Онегин сначала интересовался новизной жизни, необычными для него красотами тихой природы. Он заинтересовался, было, участью своих крепостных, и облегчил их существование , «ярем барщины старинной» заменив «легким оброком», но вскоре он и здесь заскучал и повел уединенную жизнь, отдалив от себя мизантропией своих соседей. Наивные деревенские жители в оценке героя не были так снисходительны, как петербургский «свет» они признали Онегина и вольнодумцем («фармазон», т. е. франк-масон), и «неучем».

О дальнейшей судьбе Онегина читайте в статьях

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам - «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил…

Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить - причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в другом направлении: «Коль рано мог он лицемерить... ревновать... казаться мрачным, изнывать...». Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 33. Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Евгений Онегин один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю:

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей...

Пушкинский герой -- порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, “резкий, охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой.

В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил».

По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал. театры, балы, рауты Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог…

Мир Онегина - это мир светских приемов, подстриженных парков, балов. Это мир, где нет любви, есть только игра в любовь. Праздна и однообразна жизнь Онегина.

Пушкин показывает, как просыпается город:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик...

Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели.

Забав и роскоши дитя,

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра...

На первый взгляд жизнь Евгения привлекательна. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом.

Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев. Наверное, мы не прочь были бы пожить такой жизнью, немножко. Немножко, но всю жизнь?!

Представим себе: каждый день «то же, что и вчера». Но ведь Онегин образованный человек своего времени. Неужели ему это не надоело? Надоело!

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил свет и шум.

Сын богатого помещика, единственный наследник, он не умеет и не хочет трудиться: «Труд упорный ему был тошен». Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа. Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже "давно зевал средь модных и старинных зал" Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 33.. Ему скучно и на балах, и в театре: "...Отворотился - и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Пушкин А.С. Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести. М.: Худож. литература, 1977, с. 38. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, "русская хандра им овладела". Он ведет скучную, пустую жизнь в Петербурге. Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать -- но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его...

Онегин не находит себе места в жизни. Потом так же скучает в деревне. Если же он чем-то и увлекается, то ненадолго и лишь для того, «чтоб только время проводить». Онегину надоедает жизнь городского франта, наскучивает эта роль и он едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку.