Как развить красивый почерк у ребенка. Как исправить плохой почерк у ребенка. И главное - зачем

Нередко у детей можно наблюдать плохой почерк. Для родителей это становится главной проблемой, и они ищут способы, которые помогут от нее избавиться. Необходимо ли это? Неудовлетворительный почерк также нередко встречается и у взрослых. Многие специалисты утверждают, что по нему можно определить характер человека. В нашей статье можно ознакомиться с фактами, которые связаны с почерком, а также выяснить, возможно ли его изменить.

Неудовлетворительный почерк у ребенка

Нередко плохой почерк у ребенка становится главной проблемой для его родителей. Каллиграфия - это искусство красивого письма. Стоит отметить, что писать каллиграфическим почерком может далеко не каждый. Чтобы овладеть таким письмом, необходимо регулярно тренироваться. В общеобразовательных учебных заведениях преподаватели делают упор не на каллиграфический почерк, а на его читаемость, аккуратность и привлекательность для окружающих.

Дети начинают учиться писать в возрасте 5-7 лет. Для этого сначала используются прописи. С годами тренировок ребенок старается писать быстрее. К признакам плохого почерка у ребенка можно отнести:

  • разные буквы, которые написаны одинаково;
  • неправильное соединение букв или слова, написанные с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит непривлекательно, и его затруднительно прочесть;
  • слова, которые написаны не на строке, а над ней или под ней. Стоит отметить, что в некоторых случаях это может быть связано с плохим зрением у ребенка;
  • буквы отличаются по высоте;
  • наклон букв превышает 50 градусов.

Если в письме ребенка наблюдаются вышеперечисленные признаки, то его почерк считается плохим и подлежит корректировке.

С чем связано появление плохого почерка?

В том случае, если вы или ваш ребенок пишете неудовлетворительно, в первую очередь необходимо изучить основные причины плохого почерка. Благодаря этому можно в кратчайшие сроки избавиться от проблемы.

Наиболее распространенная причина неудовлетворительного почерка - это неестественное положение тела. Если плохое написание слов связано с неправильным наклоном, то оно вызвано именно дискомфортом при сидении. В таком случае для того, чтобы исправить неудовлетворительный почерк, потребуется занять правильную позу для письма. Осанка должна быть ровной, плечи - расправленными, а локти ни в коем случае не должны свисать со стола.

Проблемы с четкостью написания чаще всего связаны с неправильным расположением тетради. Она должна лежать под наклоном 10-15 градусов. Такое расположение позволяет правильно сидеть и быстро перемещать руку.

Нередко плохой почерк возникает из-за использования ручки низкого качества. При покупке важно обращать внимание на многие факторы. Оптимальная длина ручки - 15 сантиметров. Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров. Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа.

Достаточно часто плохой почерк ребенка характеризуется наличием чересчур ломаных линий или же буквами, которые имеют разную высоту. Такая проблема связана с нарушением в развитии мелкой моторики. Для ее устранения необходимо уделять ребенку большое количество времени, а именно делать поделки и играть в пальчиковые игры.

Еще одна проблема - несоблюдение интервала. Ее возникновение связано с низким уровнем развития пространственного восприятия. Как правило, такая проблема не является серьезной и со временем проходит без посторонней корректировки. В таком случае не нужно заставлять ребенка переписывать плохо написанный текст несколько раз. В нашей статье описаны основные рекомендации, которые позволяют понять, как исправить плохой почерк. Стоит отметить, что во взрослом возрасте перечисленные советы чаще всего неэффективны, а изменить манеру письма почти невозможно.

Известные личности с плохим почерком

Графологи утверждают, что, анализируя почерк, можно рассказать о человеке больше, чем он сам о себе знает. Доказать это достаточно трудно. Особый интерес у специалистов вызывает почерк известных личностей. Более подробную информацию о них вы можете найти в нашей статье.

Автор "Превращения" - - имел весьма неразборчивый и неаккуратный почерк. Специалисты утверждают, что это связано с его душевными переживаниями. Найдены его личные дневники, которые переполнены самоосуждением и неуверенностью в себе.

Еще одна известная личность, которая имела плохой почерк, - это Элвис Пресли. Он считается одним из самых противоречивых персонажей в музыке. Иногда он совершал неожиданные поступки. Однажды, приобретая в автосалоне более 10 лимузинов, он подарил один из них незнакомому человеку. Специалисты утверждают, что почерк Элвиса Пресли такой же непоследовательный, как и он сам.

Наполеон Бонапарт менял свой почерк на протяжении всей жизни. С каждым годом его письмо становилось запутаннее и неразборчивее. Для того чтобы расшифровать его записи, специалистам пришлось потрудиться.

Неудовлетворительный почерк у врачей

О чем свидетельствует плохой почерк у врачей? Об этом хотя бы однажды задумывались многие. Удивительно, но неразборчивый почерк - это отличительная черта врачей всего мира. Нередко записи в медицинской карте почти невозможно разобрать самостоятельно. Известно множество случаев, когда неразборчивый почерк стал причиной неправильно выданных лекарственных препаратов. Некоторые из них закончились летальным исходом.

Плохой почерк у врачей возникает из-за необходимости быстро писать. Мало кто задумывается, но на прием одного пациента специалист должен потратить не более 10-15 минут. За это время он должен успеть не только тщательно осмотреть больного и поставить диагноз, но и сделать запись в его медицинской карте и специальных бланках. Все нюансы должны быть записаны в полном объеме.

Известны случаи, когда врачи участвуют в судебных разбирательствах из-за того, что диагноз был записан неразборчиво. В таком случае специалист будет обязан выплатить штраф. В зависимости от тяжести врачебной ошибки он также может быть осужден и отстранен от работы.

О чем может рассказать плохой почерк?

О чем говорит плохой почерк человека? Может ли он рассказать об особенностях характера? Это и многое другое вы можете найти в нашей статье.

Графологи утверждают, что благодаря почерку можно выяснить особенности характера того или иного человека. Именно он может рассказать о многом. Люди, которые имеют детский и чересчур крупный почерк, отличаются доверчивостью, мягкостью, непрактичностью и чувственностью. В том случае, если буквы чрезмерно сжатые, человек расчетлив и консервативен.

Еще один признак плохого почерка - неправильный наклон букв. Он может свидетельствовать о том, что человек не умеет контролировать свои эмоции. Неразборчивый почерк присущ скрытым личностям, которые не желают открываться посторонним людям.

Удивительно, но каллиграфический почерк, который многие желают иметь, свидетельствует о том, что человек сильно подвержен чужому мнению. Как правило, они не имеют своей точки зрения.

Изменить почерк - изменить характер?

Немалое количество людей имеют плохой почерк. "Мозг работает быстрее, чем руки", - так объясняют его некоторые специалисты. Графологи утверждают, что все изменения в характере отражаются в почерке. При помощи его улучшения можно кардинально поменять свою жизнь, а именно справиться с ленью и стать более успешным. Для того чтобы изменить почерк, потребуется немалое количество времени и усилий. Однако без определенных знаний можно себе навредить. Именно поэтому для того, чтобы изменить свою судьбу при помощи почерка, рекомендовано проконсультироваться с графологом.

Сколько времени потребуется для устранения недостатков в почерке?

Для того чтобы самостоятельно изменить почерк, необходимо систематически тренироваться. Ежедневно потребуется уделять данному занятию не менее 20-30 минут. Сначала желательно тренироваться в тетрадях с косыми линиями. Писать необходимо вдумчиво, для того чтобы буквы получались аккуратными. Невозможно точно определить, через сколько дней изменится почерк. Одним потребуется несколько недель, а другим может быть недостаточно и года. Это зависит от регулярности тренировок и личных качеств человека.

Курсы каллиграфии

Многие люди желают изменить свой плохой почерк. Признак и причину его появления без труда смогут определить на курсах каллиграфии. Именно там при помощи специалистов можно в кратчайшие сроки изменить почерк. Существуют индивидуальные, групповые и дистанционные курсы. На них специалисты применяют наиболее эффективные методики обучения каллиграфическому письму. Все упражнения подбираются в индивидуальном порядке.

Подводим итоги

Писать красиво может далеко не каждый. Плохой почерк может быть связан с целым рядом причин. Своевременное их устранение поможет в кратчайшие сроки изменить свое написание букв. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи специалистов. Некоторые графологи утверждают, что, изменив почерк, можно поменять свой характер и жизнь. Так ли это, неизвестно. Рекомендовано в первую очередь тщательно взвесить свое решение об изменении почерка и посоветоваться с опытным графологом.

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Начальная школа XXI века

Русский язык. Обучение грамоте

Русский язык

Как улучшить почерк у ребенка?

В течение первых лет школьной жизни ребенка его старания зачастую оцениваются по почерку. Плохой почерк, оцениваемый учителями и родителями как сильный недостаток, может привести к проблемам с мотивацией и самооценкой. Рассказываем о том, как улучшить почерк у ребенка в игровой и приятной форме.

Современные взрослые большую частью своей «письменной» работы выполняют на компьютере. И фраза «так зачем мне, мама, аккуратно писать? Все равно потом печатать!», произнесенная третьеклассником Гришей уже не кажется такой уж странной. Действительно, а зачем? Дело и в самодисциплине, и в усидчивости, и в трудолюбии - а все эти вещи, что бы ни происходило с образованием, всегда останутся ценными.

У ребят, которых постоянно ругают за недостаточно аккуратный и понятный почерк, могут начаться самые настоящие проблемы с самооценкой. Такие дети боятся показывать родителям тетради, не любят выполнять письменную домашнюю работу, младшеклассники же могут устроить настоящую истерику. Давайте попробуем разобраться поэтапно, что нам, родителям и учителям, делать с этой проблемой.

Проблемы с почерком и их влияние на выполнение домашней работы

Как уже было сказано, ребята с плохим почерком могут стесняться своей работы, а потом не показывать ее взрослым. Из-за этого дети могут пытаться выполнить домашнее задание как можно быстрее, чтобы «расстаться с этим неприятным ощущением», как следствие - писать еще неаккуратнее.

Дети с проблемами почерка могут не любить писать в принципе. Если вам знакомы крики «Не хочу, не получается!» и следующие за ними швыряния стенок об пол, вы понимаете о чем речь. Ребенок может отказаться выполнять домашнюю работу, раздражаться при самой мысли о ней и в итоге потерять столь важную для начальных классов мотивацию к учебе. Я в детстве испытывала ужасающий страх перед необходимостью показать маме тетрадь, зная, как меня будут ругать за неправильный наклон очередных «а».

Саша каждый день садится за домашнее задание с огромным удовольствием: он рисует, с интересом читает хрестоматию, но когда дело доходит до прописей...расстраивается и бросает все, так и не закончив задание. Со временем Саша попытается, возможно, оградить себя от негативных ощущений, а маму - от расстройства, и начнет врать.

- Нет, мамуль, нам не задали! Да нет, мамочка, я уже все сделал...

Конечно, мама заглянет в электронный журнал или попросит показать тетрадь, чем вызовет еще больший стресс. Сам же Саша начнет постепенно отставать от одноклассников, за что также получит не совсем педагогичное, конечно, но столь привычное порицание от родителей. Но что поделать? Теперь домашняя работа отнимает все больше и больше времени, Саша долго «раскачивается», прежде чем сесть за ее выполнение, концентрация теряется, ребенок устает и испытывает реальный дискомфорт.

- Саша, не валяй дурака! Садись и делай домашнее задание!

- Мамочка, но у меня очень болит голова, я не могу...

- Не придумывай и быстро за уроки.

Психологическое нежелание что-то делать на самом деле может привести к физической боли или дискомфорту. Не стоит списывать все на обыкновенную детскую лень, надо разбираться с проблемой, которая вполне может лежать в корне беды, - с плохим почерком.

Чем еще чреваты проблемы с почерком? Продолжаем наши «страшилки», которые встречаются на пути почти у каждого учителя или родителя

    Ребенок старается писать буквы правильно, под нужным углом и наклоном, с нужной шириной и высотой. Молодец! Но в результате сил на такие аспекты письма как орфография, пунктуация и, наконец, смысл не остается совсем.

    Ребенок, которому не нравится писать, в итоге работает в режиме «сделаю необходимый минимум, чтобы отстали». О таком ученике говорят, используя фразу «удовлетворительные успехи», совсем не рассматривая его внутреннее состояние. А чувствует он себя НЕудовлетворительно.

    Если письменные работы ребенка (см.1) выходят обрывочными, неграмотными и незрелыми, это может привести к полному несоответствию между уровнем устной речи школьника и его письменным изложением.

    Поскольку таких детей часто ругают или исправляют, у них пропадает мотивация, а вера в то, что они не умеют хорошо писать укрепляется с каждым днем. Ну так и зачем стараться? Детское отчаяние - страшная сила, которая тянет ребенка в противоположном от образования направлении. Такие ребята привыкли делать все быстро и небрежно.

Причины проблем с почерком у детей

Кто-то назовет главной причиной лень. Но ведь ребенку (и взрослым тоже) бывает лень, если ему искренне не понятен итог затраченных усилий: «ну напишу я эту страницу аккуратно, и что?», «ну сделаю я эту сверхурочную работу, оставшись в кабинете до 9 вечера, но зачем?». Мы же не ругаем себя, когда устали или занимаемся искренне нелюбимым делом?

Основные причины плохого почерка могут заключаться в плохо развитой моторике рук (координация между глазом и рукой), а также в проблемах с пространственным восприятием. Данный пункт связан с тем, что мозг недостаточно хорошо воспринимает расположение, размер или форму вещей в пространстве. Подобные процессы могут быть просто плохо сформированы (или еще не сформированы), а могут быть связаны с наследственными дефектами. Именно улучшение пространственного восприятия может быстро привести к улучшению почерка.

Моторика рук

Многие виды классной и домашней работы связаны с моторикой рук, ведь она позволяет не только писать, но и клеить, рисовать, пользоваться ножницами или линейкой, собирать пазлы. Если у ребенка есть проблемы в этом направлении, то ему может быть трудно пользоваться столовыми приборами, а также одеваться. Молнии, шнурочки и пуговицы - все это просто не слушается малыша, ему отнюдь не лень их застегивать.

Дисграфия

Ребенку, при определенных серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз «дисграфия» (отклонение + письмо). Чаще наряду с дисграфией у ребенка наблюдаются расстройства речи, СДВГ или дислексия. Но может случиться и так, что дисграфия проявиться у детей, не испытывающих трудности в общении, с чтением или учебой.

Да, можно ничего не предпринимать в надежде на то, что навыки мелкой моторики у дошколенка или школьника со временем улучшатся, а за ними и почерк, и все сопутствующие практические умения. Но будет более рационально, заметив серьезные сложности с освоением навыка, отвести ребенка к специалисту, который сможет установить причину и посоветует специальные упражнения. В этом случае у вас больше шансов предотвратить появление плохих привычек.

Как улучшить почерк?

Если речь не идет о серьезных проблемах с моторикой или пространственным восприятием, у большинства детей или даже подростков проблемы с почерком могут быть разрешены настолько, чтобы домашняя работа перестала быть «наказанием» и проблемой. В достижении этой цели вам помогут к «Букварю» Т. М. Андриановой.

Создаем необходимые условия для улучшения почерка

1. Выполняя упражнения для улучшения почерка - с помощью специальных прописей или просто в тетрадке - попросите ребенка пользоваться простым карандашом. Так ему будет психологически проще совершать ошибки - помарку всегда можно будет стереть.

2. Хвалите не только ребенка, но и сами буквы - и как можно более описательно. Например: «Катя, какой аккуратный хвостик получился у твоей „у“, а вот у буковки „б“ такое полное брюшко». Так ребенок начнет замечать, что именно им сделано не так, какие буквы получились недостаточно хорошенькими, и сам захочет стереть и написать правильно.

3. Учитесь писать на расчерченных листах. Кто-то считает, что малыши еще недостаточно владеют мелкой моторикой, чтобы их творения не вылезали за линии, и это будет их расстраивать. Советские да и современные прописи доказывают нам обратное: расчерченный лист пригодится обязательно, если ваша цель - сформировать у школьника правильную привычку в написании букв.

4. Когда ребенок научится не вылезать за края линий, подготовьте бумагу, на которой границы для строчных букв выделены другим цветом. Это очень помогает сосредоточиться на том, чтобы строчные буквы были меньшего размера, чем их соседи - заглавные.

5. Еще один пункт, посвященный листам для письма. Маленькие дети, когда только учатся писать, рисуют прямо-таки огромные буквы. Решить эту проблему просто: дайте дошколенку лист с большими клетками - так он поймет, что каждый символ должен оказаться «в домике». Когда ребенок научится умещать буквы в этот размер, купите тетрадь с клетками меньшей стороны.

6. Помните о том, как важно для ребенка его школьное рабочее место. Скажу по себе: у меня никогда не было своей комнаты и даже своего стола, а потому уроки я делала на кухне за столом кухонным. Когда твои ноги болтаются в 20 сантиметрах от пола, а руки скользят по поверхности, следить за аккуратностью письма сложно. Следите за тем, чтобы ступни ребенка были ровно на полу - не висели в пространстве и не заворачивались в лодыжках. Так сидеть ровно и держать руки куда проще - почерк не страдает, а осанка - эта беда современных и не только школьников - не портится.

Упражнения на улучшение почерка

Некоторые из приведенных ниже упражнений могут показаться вам и вашим детям смешными. Но они приемлемы даже для подростков, так как речь пойдет в том числе о пространственном восприятии, столь важном для детей любого возраста.

Упражнение 1. Играем в буквы

Ребенку сложно правильно вывести букву, если он не обращает внимание на ее форму и размер.

Что можно сделать в этом случае?

Первый вариант : самостоятельно сделайте или приобретите в книжном магазине карточки с буквами и сделайте акцент на их внешнем виде. Поиграйте с ребенком в игру «найди общее». Сначала можно вынуть из колоды все буквы с хвостиками, потом - все буквы с двумя прямыми палочками, потом - буквы, внутри которых спрятался круг. Вы также можете продемонстрировать ребенку, что у многих букв их заглавная и прописная вариации ничем не отличаются, кроме размера. Если дошколенок и школьник увидят, что «Ж» похожа на «ж», а «И» - прям-таки копия «и», им станет легче. Третий вариант игры - «игра в путаницу».

- Сашенька, как ты думаешь, можно ли перепутать буквы?

- Да я их и так всегда путаю...

- И ничего страшного, ведь многие из них так похожи друг на друга. Но, знаешь, мне кажется, что они немного расстраиваются, когда их пишут неправильно - ведь тогда даже король Букварь не сможет их отличить

- Это что же за буквы такие?

- Ну, смотри, если ты напишешь «ш» с немножко кривыми бочками, то получится самая настоящая «ж»! А если неаккуратно обращаться с буквой «н», может получиться «и». Давай попробуем написать их по-отдельности и посмотреть, чем они точно отличаются?

Второй вариант : купите для ребенка буквы с неровной поверхностью - объемные (в моем детстве целая азбука была в виде объемных магнитов), шершавые. Ребенок таким образом сможет развивать тактильные ощущения, провести пальчиком по границе и понять: из чего буква состоит, в каком направлении пишется.

Третий вариант : купить газету или детский журнал и там искать буквы, которые вы уже изучали. Вооружайтесь карандашом или цветной ручкой и подчеркивайте, обводите, выделяйте все символы по-очереди. Так ребенок визуально привыкнет к тому, как пишется та или иная буква. И не забывайте ему напоминать, если он пропустил, например, все заглавные буквы «е»: «Саша, ведь это тоже „е“! Просто она стоит в начале предложения, она важная и заглавная - вот и пишется по-другому, но забывать о ней нельзя» .

Упражнение 2. Закрепить в памяти

Как только ребенок смог выполнить первые упражнения, заглавные и строчные буквы больше не теряются, а «я» пишется с пузиком в нужную сторону, необходимо перейти к закрепляющему этапу. Ведь нам совсем не нужно, чтобы дети запоминали свои ошибки и потом их повторяли?

Вариант первый : мозговой штурм. Перед началом занятий или в свободную минутку устройте самый настоящий «тур по алфавиту» и задайте ребенку следующие вопросы:

- Саша, вспомни, пожалуйста, у каких букв есть хвостик?

- В твоем имени какая буква высокая, а какие низенькие?

- Как отличить букву «д» от буквы «б»? Что нам подскажет?

- Сколько букв «И» в слове «ириска»?

- Если я неаккуратно напишу букву «р», какая буковка у меня может получиться?

Вариант второй : описательная похвала. О ней мы уже говорили в прошлом разделе статьи, но повторюсь. Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет письменные упражнения, просмотрите их, а потом похвалите все, что сделано аккуратнее и правильнее, чем в прошлый раз. Даже если почерк явно не идеальный, но прогресс есть, покажите это ребенку.

- Саша, какой ты молодец, ни одна буква в слове «волк» не выбежала за линию! Теперь овечкам ничего не грозит.

- Вот теперь я вижу, что это слово «облако», а не страшное «сблако», потому что ты дописал полный круг в букве!

- Как здорово, теперь Боря в нашем рассказе ходит гордый, ведь в его имени высокая буква «б», как и надо!

Вариант третий : обращаем внимание на ошибки сразу же. Если малыш забыл разницу между прописными и строчными буквами или опять пишет букву «к» палочками не в ту сторону, то вам необходимо мягко, но тот час же вмешаться. Но помните, что в вашем обращении должны быть мягкие нотки.

- Сашенька, я вижу, что ты постарался и написал точки у буквы «ё», но они расположены так близко к самой букве, что почти с ней слились, давай попробуем еще раз.

- Смотри, твоя буква «а» стала похожа на «о» из-за такого маленького, как у мышки, хвостика. Давай попробуем добавить ей палочку побольше, ей будет приятно!

Упражнение 3. Пятиминутка письма

Детям очень сложно делать то, что им не нравится. Так что заставлять их переписывать совсем неинтересный текст для того, чтобы потренировать почерк - плохая идея. Пусть это будут предложения или отдельные слова, которые нравятся ребенку (только выбирайте из максимально разнообразного списка, чтобы малыш не уклонялся от слов, в которых есть сложные для него буквы).

Дошкольникам нравится писать свое имя, имя мамы или друзей. И это отличная возможность проверить - помнит ли ребенок, что первая буква должна быть большой, а само имя имеет полную форму? «Женя» превращается в гордого «Евгения», в котором появляются новые буквы.

Также детям нравится писать имена животных или героев. Мой младший брат пытается писать свои рассказы о насекомых и остановить его в этом занятии довольно сложно, главное, аккуратно подсказывать как пишется то или иное слово и поправлять Сеню, если хвостик у «у» опять убежал в другую сторону.

Если ребенку сложно писать самому, можно прибегнуть к традиционному методу «обводилок»: пусть он обводит буквы, написанные вашей рукой или использует прописи. Тут важно следить за тем, чтобы такая работа не превращалась в механическое закрашивание и соблюдались «начало» и направление движения буквы.

Следующий выпуск будет посвящен еще нескольким упражнениям для улучшения почерка, а также процессу выполнения домашних заданий.

Вы никогда не задумывались, что такое почерк? Почему одни люди пишут разборчиво и красиво, а другие так, что потом сами не могут прочитать написанное? А о почерке врачей вообще ходят анекдоты.

От чего же зависит почерк? Некоторые утверждают, что от навыков каллиграфии. Вспоминают культовый фильм «Первоклассница», снятый в 1948 году по повести Евгения Шварца, и вздыхают, что с таким-то подходом к чистописанию просто не могло быть плохого почерка!

Мои родители учились в школе в одно и то же время, в начале 50-х, и тоже писали перьевыми ручками, используя чернильницу и тщательно промакивая страницу промокашками (кстати, вы еще застали в тетрадях эти пористые розовые листочки-вкладыши? Мне довелось, хотя писали мы уже самыми обыкновенными шариковыми ручками). Так вот, у мамы до сих пор крупный аккуратный почерк, а папин почерк - мелкий, напоминающий бусины, и гораздо менее понятный. А родители моей школьной подруги писали совсем уж неразборчиво. Выходит, дело не в пере и чернильнице.

Согласно Википедии, почерк — это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Итак, на почерк влияют факторы субъективные и объективные. Например, в одном классе, при одинаковых объективных (внешних) условиях - общей программе, одной на всех учительнице, одинаковых заданиях - почерк у детей будет различаться в силу субъективных факторов. Иначе говоря, личных особенностей. Так я считала, отдавая сына в первый класс.

В силу этого я не особенно переживала из-за того, что ему не удавалось писать красиво. Во-первых, я надеялась, что постепенно, с опытом, все наладится. Во-вторых, если уж он так пишет, значит, таковы его способности, и с этим ничего не поделаешь. Все люди пишут по-разному, не всем дано писать красиво.

Когда мне случалось заглянуть в тетрадку одноклассника-отличника, я вздыхала и удивлялась: как только удается некоторым детям так писать! Но что поделать, не всем дано, думала я.

Однажды мне довелось общаться с пожилой учительницей, пять десятков лет отработавшей в школе. Она показала мне стопку сочинений своих первоклашек. Эти работы меня глубоко поразили. Казалось, их написал один человек! Десяток идеальных почерков, десяток стройных, аккуратных буковок, построившихся в шеренгу, подобно солдатикам! Ни единой ошибки, почти ни одного исправления!

Погодите, а как же индивидуальные особенности, личность пишущего? Ну, скажем, если присмотреться внимательнее, то некоторые минимальные отклонения в этих работах можно было найти. У кого-то буквы чуточку острее, у кого-то на полмиллиметра шире… И все-таки это было невероятно. Моему ребенку, закончившему на тот момент второй класс, подобное было не под силу.

Буквы на его строчках танцевали какой-то безумный свистопляс. Они скакали, падали, валились друг на друга, кривлялись, пачкались и временами совсем исчезали со своих мест.

Мы пробовали заниматься по прописям. Последний летний месяц мы с ним выводили палочки и крючочки, как в первом классе. Мы заново учились писать элементы и собирать их в буквы. Сын старательно занимался, и мне хотелось верить, что он станет писать хоть немного лучше.

Но начался сентябрь, сын перешел в третий класс, и все пошло по-прежнему, будто и не было усердных летних занятий. Буквы все так же бесстыдно кривлялись, и все мои уговоры: «Пиши аккуратнее! Старайся!» - не давали ни малейшего эффекта. А бонусом к ужасному почерку добавлялись пропуски букв и грубейшие орфографические ошибки на прекрасно знакомые орфограммы.

Закончилась первая четверть, мой третьеклассник заработал очередной «трояк» по русскому, и я решила побольше позаниматься с ним на каникулах, чтобы хоть немного поправить грамотность. Наверное, эти усилия опять принесли бы очень малозаметную пользу, но я должна была хоть что-то делать.

И тут возникла совершенно неожиданная возможность - получить во время каникул несколько занятий у очень опытного педагога начальной школы, попытаться поправить почерк.

Откровенно говоря, мне сложно было решиться. Во-первых, все каникулы ежедневно нужно было куда-то ездить. Я боялась переутомить ребенка и не обеспечить ему полноценного отдыха в короткую каникулярную неделю. Во-вторых, я вообще сомневалась, что за пять дней можно хоть что-то сделать. Все-таки выработка почерка - задача длительная, многолетняя, что тут могут решить несколько часов, пусть даже с самым опытным и знающим педагогом?

И все же я решилась попробовать. Несмотря на все сомнения, я поняла, что если я сейчас упущу этот шанс, то это лишит моего сына каких-то преимуществ в будущем, и я себе этого не прощу. Я должна испробовать все возможности.

Собственно, учительница не делала ничего особенного. Она просто говорила ему: «Веди вниз, тяни, закругляй, верхнее соединение, в конце предложения ставлю точку» и т.д. Она не позволяла ему сгибаться, класть голову на руку и дергать ногами под столом: «Успокой ноги, поставь их на подставку». На первом занятии она, взяв его руку в свою, вместе с ним написала несколько строк. На втором это была лишь одна строчка, а дальше он писал самостоятельно, под внимательным контролем педагога, которая ни на минуту не отворачивалась, следя за движением его руки. И рука вдруг перестала дергаться и прыгать, и вместо неуклюжих каракулей на странице, как по волшебству, стали появляться пусть пока несовершенные, но довольно аккуратные буквы! Все они сидели точно на рабочей строке и не выпрыгивали за верхнюю линейку, а по ширине каждая из них умещалась ровнехонько между узкими косыми линиями.

Я не могла поверить своим глазам, я не представляла, что мой ребенок может так писать! Оказывается, дело не в личных способностях и особенностях характера, а в грамотном, толковом объяснении. Стоило лишь показать и объяснить ему, что нужно делать, и дело пошло, как по маслу.

Был еще один немаловажный момент: учительница настойчиво добивалась от мальчика, чтобы он проговаривал вслух все, что пишет. Я еще летом этого добивалась, но безрезультатно, да и теперь он стал что-то бубнить себе под нос лишь к концу каникул. Наши занятия подошли к концу, и больше всего меня заботило то, сохранит ли мой мальчик приобретенные навыки, или все растеряет с первого же школьного дня.

После каникул минуло лишь две недели, и пока рано делать выводы. Почерк еще не устоялся, но сын старается изо всех сил, и говорит, что ему удобно так писать! И одновременно в работах стало на порядок меньше орфографических ошибок. Правда, в классе ему приходится непросто: старательно выводя буквы, он не успевает вслед за классом выполнять задания к тексту. Но учительница, видя произошедшую в нем перемену и его старания, относится к этому с пониманием.

Особенно порадовало меня сочинение, написанное в тетради без наклонной линовки - ребенку удалось сохранить правильные пропорции букв!

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др.

Возможные причины неаккуратного почерка:

Нарушение мелкой моторики пальцев. Слабое развитие кисти рук. Чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии

Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых:

    крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Коррекция почерка у детей и методика его исправления у детей

Если все-таки каллиграфия вызывает затруднения у малыша и создает много проблем в учебе, то можно попробовать подкорректировать аккуратность письма. В этом вам могут помочь прописные тетради. В них прочерчены косые линии и показаны примеры написания букв, также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Поможет в исправлении почерка у детей рисование, лепка, игра на струнных и клавишных инструментах.

Разработайте пошаговую концепцию по исправлению почерка, и следуйте ей регулярно. Например, выделяйте каждый день по пятнадцать минут на прописи, пятнадцать на рисование (старайтесь обводить какие-нибудь рисунки по контуру), и десять минут на упражнения для разработки мелкой моторики пальцев.

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Упражнение 4

Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.

Упражнение 5

Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев.

Мы читали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять писать начнем!

Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Как исправить почерк у подростка?

С подростками несколько сложнее, ведь их требуется переучивать, а не обучать письму. Самое главное в работе с подростком – мотивация. Нужно донести формирующейся личности, что разборчивость текста будет необходима ему в дальнейшей жизни. Например, когда он будет учиться в ВУЗе. Писать там под диктовку нужно не только быстро, но и разборчиво. Ведь потом нужно будет уметь прочесть и понять написанное, для того, чтобы выучить материал.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

    слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии; ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе); написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие; путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками; разный наклон и размер букв и слов; слишком слабый или слишком сильный нажим букв; слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

    развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы; развивать способности зрительного восприятия различных форм; развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами; укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка; научить пользоваться ручкой; научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т. д.; убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д; сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку, хорошие тетради, чтобы исьмо было легким и приятным.

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

    расстояние между словами; расстояние между буквами; размер букв; наклон; нажим на бумагу; ровность строк; четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные); стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т. п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.