Народные обычаи ночь перед рождеством. Сочельник перед Рождеством: гадания, традиции, приметы. Чего нельзя делать в Сочельник

Разделы: Литература

Дидактическая цель - создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления духовно-эстетического идеала писателя, обобщения знаний по творчеству Н.В. Гоголя средствами новой технологии - метода проектной деятельности.

Тип проекта - комбинированный: сочетает в себе коммуникативно - ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Цели по содержанию:

  • Образовательная -
познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести "Ночь перед Рождеством"; способствовать формированию понятий: "образ-символ", "этический идеал", "народность произведения".
  • Развивающая -
  • создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.
  • Воспитательная -
  • способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

    • Изучить литературу по теме "Народность Гоголя".
    • Познакомиться с языческой славянской мифологией и христианскими традициями в праздновании Рождества.
    • Связать интерес Гоголя к народному быту с фактами его биографии.
    • Выявить нравственно-эстетический идеал автора через анализ произведения.
    • Оформить выводы, используя таблицу и мультимедийный проект.

    Средства обучения:

    Литература: Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством";

  • И.П.Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе.- М.,1987;
  • Энциклопедия русского быта.- М.:Альта-принт, 2005;
  • А.П.Рогов. Мир русской души, или История русской народной культуры.-М.:Терра,2003;
  • М.Семенова. Быт и верования древних славян.-СПб.:Азбука,2000;
  • И.Панкеев. Полная энциклопедия быта русского народа.-М.:ОЛМА-Пресс,1998;
  • Д.Фоли. Энциклопедия знаков и символов, 1997.
  • Музыка: М.П.Мусоргский"Картинки с выставки"("Гопак");

  • П.И.Чайковский "Времена года"("Святки");
  • Н.А.Римский-Корсаков "Ночь перед рождеством";
  • П.И. Чайковский "Черевички".
  • ТСО: использование компьютерных программ: Power Point, Win amp.

    Ход урока

    :Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. (Н.В.Гоголь)

    I. Актуализация знаний : Учитель демонстрирует учащимся красочно оформленную Энциклопедию русского быта.- М.: Альта-принт, 2005. Учащиеся находят в словаре В.И.Даля определение этого слова. Энциклопедия - справочное сочинение, содержащее в сокращении все человеческие знания, науки. Какие знания мы можем почерпнуть из данной книги? Посмотрим на оглавление и прочитаем название основных разделов: Домострой. Народный календарь. Молитвы. Приметы. Имена. (Схема на доске)

    Что напоминают вам разделы энциклопедии? Как можно назвать произведение, только что изученное нами?

    Предположения учащихся. Формулировка темы урока с записью на доске: "Ночь перед Рождеством - энциклопедия народных традиций, верований, идеалов".

    II. Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы.

    Зачем нам необходимы знания о народном быте? Почему интерес к национальным традициям усиливается в век глобализации и научно-технического процесса?

    Мы должны знать свои корни, особенности национальной культуры, не быть "Иванами, не помнящими своего родства".

    Совершенно верно! Поэтому и обращаются современные режиссеры к сюжетам, связанным с народным бытом и историческими традициями.

    Кто из вас смотрел фильм Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Чем он поразил вас?

    Удивительным юмором, яркой фантастикой и игрой известных актеров: Георгия Миллера (черт), Людмилы Хитяевой (Солоха), Александра Демьяненко (парубок), Людмилы Мызниковой (Оксана).

    Известный современный режиссер решил создать мультипликационный фильм "Ночь перед Рождеством" и усилить в нем национальный колорит. Поэтому он обратился к нам с просьбой: найти в повести детали, необходимые для сценария. Чтобы работа шла более эффективно, создадим четыре творческие группы:

    • Любомудры;
    • Фольклористы;
    • Этнографы;
    • Литературоведы.

    (Учитель назначает четырех помощников режиссера, они, в свою очередь, выбирают для себя ассистентов)

    III. Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.

    IV. Организация деятельности учащихся в группах.

    (Помощник режиссера распределяет обязанности в группе и осуществляет обсуждение по формам представления продукта деятельности. Учитель раздает карточки с прописанными для каждого участника критериями ответа).

    Карточка №1 с заданиями группе "Любомудры":

    1. Кто из героев олицетворяет в повести добро? Доминирующие положительные качества героев?
    2. Герои, воплощающие зло? Посредники между добром и злом?
    3. История Рождества: победа:(домыслить и обосновать)
    4. Как черт и ведьма пытаются навредить "добрым людям"? Почему им это не удается?
    5. Кто из героев изгоняет нечистую силу за пределы хутора и из душ героев?
    6. Какие пословицы и поговорки иллюстрируют бессилие зла перед добром?

    Продукт: составить карту-схему "Борьба добрых и злых сил на страницах повести "Ночь перед Рождеством".

    Карточка №2 с заданиями группе "Фольклористы":

    1. Найти в тексте повести языческие обряды празднования святок на Руси.
    2. Какие христианские традиции празднования Рождества описаны Н.В.Гоголем?
    3. Создать Рождественский календарь и проиллюстрировать его.
    4. Подготовить маски и элементы костюмов для святочного гуляния.
    5. Выбрать из сборника "Русский фольклор" колядки для исполнения.
    6. Подобрать классическую музыку, иллюстрирующую тему Рождества.

    Продукт: костюмированное представление колядок в классе.

    Карточка №3 с заданиями группе "Этнографы":

    1. Найти в словаре определения слов "этнография", предметно-бытовая деталь и установить между ними связи.
    2. Какие предметные детали, приобретая значение символа, характеризуют Оксану?
    3. Какие детали быта и интерьера создают образ Вакулы? Как они его характеризуют?
    4. Какая деталь становится предметом искушения Вакулы?
    5. Как символика цвета помогает понять замысел автора?
    6. Предметно-бытовые детали в зеркале рождественской ночи.

    Продукт: создать галерею предметно-бытовых деталей в их обратном зеркальном отражении.

    Карточка №4 для группы "Литературоведы":

    1. Найти в словаре С.И.Ожегова определение слова "эволюция" и связать с темой урока.
    2. Как данные пословицы характеризуют главных героев:
    • "Красивая, как елка, колючая, как иголка";
    • "Не смотри на чуб, смотри на душу";
    • "Не все то золото, что блестит".
    1. Сравни два портрета Оксаны (начало и конец повести) и проанализируй, как
    2. меняется героиня.

    3. "Что есть красота?" Нравственно-эстетический идеал Н.В.Гоголя.

    Продукт: Сочинить синквейн на тему "Эволюция красавицы Оксаны".

    V. Ответы учащихся по группам.

    Учитель: выразительное чтение отрывка из повести на фоне музыки П.И.Чайковского "Времена года" ("Святки")

    "Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа:Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле". Итак, вместе с появлением нечистой силы в повести начинаются необыкновенные, фантастические события. Почему именно в канун Рождества? Ответить на этот вопрос нам поможет группа "любомудров".

    1-я группа. "Добро и зло в повести "Ночь перед Рождеством"

    Ночь перед рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - рождения Иисуса Христа. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, стараются выместить свое зло на добрых людях.

    Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и "немец", а попросту черт, чтобы в последнюю ночь своего господства досадить людям, соблазнить христианские души властью, жаждой наживы, легкой победой.

    Посредником между человеком и дьяволом служит в повести запорожец Пацюк. Он искушает Вакулу и указывает путь к черту, надеясь заполучить его душу.

    Но все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом, а зло, которое они направляли против людей, обернулось против них.

    "В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиной бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась, и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие".

    На фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. (Рисунок №1) Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность.

    Читая о нелепых попытках черта и ведьмы победить свет и добро, мы вспоминаем народные пословицы: "Не рой другому яму - сам в нее попадешь", "Гусь да гагара - два сапога пара", "Вот тебе бабушка и Юрьев день!", "Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела", "Не все коту масленица". Черт изгнан за пределы хутора, ведьма наказана, а звезды, символ чистоты и света, по-прежнему сияют на небе:

    2 группа "Рождественские традиции"

    Учитель на фоне музыки М.П. Мусоргского "Гопак" ("Картинки с выставки"): "Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился". Пушкина поразила в повести атмосфера праздника, народного юмора, святочных гуляний. Фольклорная группа не только расскажет, но и покажет, как праздновали Рождество наши предки.

    В народном сознании славян христианство и язычество не столько боролись, сколько взаимодополнялись. Наиболее ярко двоеверие (дуализм) проявилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения.

    Любимым развлечением молодежи в сочельник накануне Рождества (6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни с пожеланием хозяевам дома добра и благополучия. Те в уплату за пожелания одаривали колядующих вкусной и сытной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. (Рисунок №2 Приложение 1)

    "Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. Все наперерыв спешили рассказать красавице что-нибудь новое, выгружали мешки, хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки. Оксана, казалось, была в совершенном удовольствии и радости, болтала то с той, то с другой и хохотала без умолку. С какой-то досадою и завистью глядел кузнец на такую веселость и на этот раз проклинал колядки, хотя сам бывал от них без ума". (Представление колядок)

    Колядки пели в честь бога Коляды, который создал первый календарь и основал вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Наблюдая за характером Оксаны и ее непомерной гордыней, читатель угадывает и ее преображение в калейдоскопе рождественских обрядов, просветление ее души.

    ___ группа " Быт и одежда казаков"

    Учитель: Гоголь был знатоком не только человеческих душ, рождественских обрядов, но и повседневного быта казаков. Откуда он почерпнул эти знания?

    Во-первых, из детства. Ведь свои юные годы он провел на Украине, в деревне Васильевка близ Полтавы. По вечерам он заслушивался рассказами о чудесах и проделках нечистой силы. Каждую осень вместе с родителями он ездил на Сорочинскую ярмарку, где знакомился с народным бытом.

    Когда Гоголь учился в Нежинской гимназии высших наук, он начал вести "Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию", в которую записывал старинные слова, любопытные фамилии, прозвища, народные предания, легенды и обряды.

    В Петербурге этот интерес усиливается, и он просит свою маменьку в письме: "Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель:Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и поэтому, я знаю, вы не откажетесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно:" С такой же просьбой он обращается к сестре и знакомым.

    Учитель: работая над книгой "Вечера на хуторе близ Диканьки", Гоголь создает специальный словарь редких, малоупотребительных слов, которые используются в его повестях и придают им неповторимый национальный колорит. С этими словами вас познакомит следующая группа учащихся:

    Прежде чем сформулировать тему, над которой мы работали, мы хотим проверить, как вы читали повесть и акцентировали внимание на выразительных мелочах, то есть художественных деталях, связанных с бытом и традициями казачества.

    Буквенный диктант

    1. Кушанье, которое готовили в сочельник.

    2. Название водки с пряностями.

    3. Хлопчатобумажная ткань наподобие шерстяной.

    4. Нижняя юбка из шерстяной клетчатой материи.

    5. Суконный плащ с пришитой сзади шапкой из сукна.

    6. Старинное верхнее платье наподобие кафтана.

    7. Кусочки теста, сваренные в бульоне.

    8. Небольшой плоский хлеб.

    9. Красная краска.

    10.Большой сундук.

    Варианты ответов:

    1. Кутья - Э ; кулич - Ю; кулебяка Я;

    2. Горилка - Р; варенуха - Т ; медовуха - С;

    3. Китайка - Л; гарус - Н ; нанковая ткань - М;

    4. Запаска - У; панева - Ы; плахта - О;

    5. Кобеняк - Г ; капот - Д; капюшон -Ж;

    6. Свитка - П; жупан - Р ; кожух - К;

    7. Галушки - А ; клецки - И; пампушки - Й;

    8. Гречаник - Х; корж - Ц; паляницы - Ф ;

    9. Вохра - З; ярь - Ш; бакан - И;

    10.Аганец - Ч; скрыня - Я ; грудочка - Щ.

    Правильно ответив на все вопросы, вы узнаете, как называется наука, изучающая быт и нравы какого-либо народа. Какое у вас получилось слово? Правильно, этнография. Задача нашей группы - проанализировать предметно-бытовые детали, чтобы показать их в фильме крупным планом. Общеизвестно, что детали национального быта, становясь символами, ярко и выпукло рисуют героев. Попытаемся проанализировать эти образы - символы и те качества героев, которые они подчеркивают.

    Оксана: зеркало, черевички - гордость, самовлюбленность, эгоизм;

    Вакула: икона, сундук, ручка в Царском дворце, расписанная хата - мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, вера в Бога, верность в любви:

    Солоха: веретено - хитрость, изворотливость, обман;

    Пацюк: кадка, галушки, вареники - обжорство, лень, безбожие;

    Чуб: кабан - глупость, наивность, лень, недальновидность.

    Цветовая символика также помогает понять замысел писателя. В начале повести Оксана для Вакулы недостижима и прекрасна. Описывая сундук, который кузнец смастерил для нее, он с восторгом говорит о чудесной, яркой росписи: "А как будет расписан!.. По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будут, как жар!"

    Символика цвета вполне определенна: красный - цвет красоты и любви; синий - святости, божественности, верности в любви. Золотой цвет - любовь, постоянство, мудрость. (Рисунок №3 Приложение 1)

    В финале повести мы читаем: "А чья это такая размалеванная хата?" - "Кузнеца Вакулы":Окна все были обведены кругом красною краскою; на дверях же везде были козаки на лошадях, с трубками в зубах:(Он) выкрасил даром весь левый крылос (церкви) зеленою краскою с красными цветами". (Рисунок №4) Зеленый цвет - цвет надежды, весеннего возрождения, молодости, райского сада на земле. Так при помощи цвета Гоголь говорит читателю о том, что преданная, бескорыстная любовь способна совершить чудо: недоступная красавица стала земной и понятной, кроткой и любящей женой и матерью.

    IV группа. Нравственно-эстетический идеал Гоголя.

    Учитель: " Месяц:вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел" . Мы видим, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествует добро, красота, любовь. Гоголь - романтик хотел видеть любовь счастливой и взаимной, красоту гармоничной и нетленной, добро - всепобеждающим. Группа литературоведов поможет нам проследить, как происходит эволюция героев, как писатель постепенно приводит читателя к своему романтическому идеалу.

    Эволюция - процесс постепенного развития, совершенствования, изменения героев в лучшую сторону. Духовную эволюцию героев можно проследить, анализируя народные пословицы:

    • Красивая, как елка, колючая, как иголка.
    • Не гляди на чуб, гляди на душу.
    • Не все то золото, что блестит.

    Эти пословицы через детали внешности характеризуют главных героев.

    Оксана - самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши. (Рисунок №5)

    Вакула - простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.

    Третья пословица - своеобразный итог, к которому приходит Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы . (Рисунок №6)

    Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. "Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше". (Рисунок №7)

    Так Гоголь через орнамент национального быта подводит читателя к своему нравственному идеалу - гармонии внешней красоты и внутреннего совершенства.

    VI. Представление продуктов деятельности. Приложение №2.

    VII. Рефлексия. Представители команд выбирают из предложенных учителем пословиц те, которые демонстрируют развитие темы и эволюцию главных героев через атмосферу рождественского праздника.

    Задание всем группам по осмыслению воспитательной функции произведения: сочинить акростих по слову "КРАСОТА". (Приводится один из вариантов)

    • К расотою гордилась Оксана,
    • Р одом важным и стройностью стана,
    • А Вакула, он жил лишь мечтою,
    • С кромный парень с открытой душою,
    • О н с небес черевички достал,
    • Т ьму и черта подальше прогнал,
    • А потом воскресил и любовь! Торжествует она вновь и вновь!

    VIII. Итоги урока.

    Итак, мы познакомились с работой творческих групп, которые собирали материал для сценария мультфильма "Ночь перед Рождеством". Можно ли по тексту повести составить представление о национальных традициях малороссиян и назвать "Ночь перед Рождеством" энциклопедией народной жизни?

    Да, потому что в произведении Гоголя мы находим сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, получаем представление о народных нравственно-эстетических идеалах, о вере и суевериях, приметах и предрассудках, знакомимся с бытом казачества: с одеждой, предметами утвари, блюдами рождественского стола и святочными гуляниями.

    Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы с точкой зрения Н.В.Гоголя? (Звучат различные точки зрения).

    Народность произведения высоко оценил В.Г.Белинский. Именно его словами мы завершаем урок: "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального:- все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя".

    (Финальные слова учителя звучат на фоне музыки из оперы П.И.Чайковского "Черевички").

    Приложение №1. Рисунки учащихся к повести "Ночь перед рождеством"

    Приложение №2 . Представление продуктов деятельности.

    Приложение №3 . Компьютерная презентация урока.

    ██ Именно в ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса.

    ██ ██

    ██ ██ Нет ни одного более радостного праздника, чем Рождество, когда любой человек ожидает, что в его жизни тоже произойдет чудо, сбудутся самые невероятные мечты! Праздника, подарившего людям надежду и спасение! Тема Рождества не осталась без внимания в русской литературе, и сложилась целая традиция рождественских и святочных рассказов. Это рассказы, которые хорошо читать в январский зимний вечер, укрывшись теплым одеялом и заварив чашечку горячего шоколада. Прекрасно вдохновляет перед Рождеством и настраивает на Особый Рождественский Дух. Душевные рассказы:)

    ██ ██ Душевная книга в стиле старой доброй Англии, но на современный лад. Уютно и тепло. Чудесная история от современной английской писательницы. Удивительно добрый, трогательный роман, который подарит всем ощущение праздника и настоящее новогоднее настроение. Пятеро не слишком счастливых людей по воле обстоятельств оказываются в одном доме на севере Шотландии. Розамунда Пилчер с теплой, доброй улыбкой рассказывает о своих героях, и читатель начинает верить, что приближающееся Рождество обязательно принесет в их жизнь чудесные перемены. Роман известной английской писательницы отличают лиризм, мягкий юмор и неожиданные повороты сюжета.

    На День рождения принято дарить подарки, и лучшим подарком родившемуся Христу будет наша душевная чистота и любовь. Священник Василий Куценко


    Рождество - это не просто так. По этому поводу мы слышим многие глупости, что это семейный праздник, какие-то подарки. Самое главное, что Бог сошел на землю и стал человеком, и жил среди нас. Вот это есть тайна бытия. Если мы в нее вникнем, то через это придет к нам и спасение. А это очень важно для каждого. Вот над этим предлагаю всем поразмышлять в эти особенные дни ожидания таинственного Пришествия. Протоиерей Дмитрий Смирнов


    Рождество стояло у окна и рисовало на стеклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелят половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его...

    Наступил сочельник. Он был метельным и белым-белым, как ни в какой другой день. Наше крыльцо занесло снегом, и, разгребая его, я подумал: необыкновенный снег... как бы святой! Ветер, шумящий в березах, - тоже необыкновенный! Бубенцы извозчиков не те, и люди в снежных хлопьях не те... По сугробной дороге мальчишка в валенках вез на санках елку и как чудной чему-то улыбался.

    Я долго стоял под метелью и прислушивался, как по душе ходило веселым ветром самое распрекрасное и душистое на свете слово - «Рождество». Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками...

    Василий Никифоров-Волгин


    Воспринять Рождество Христово всем сердцем можно лишь отстояв в храме рождественскую службу. Сопение у телеэкрана того ощущения праздника не дает. Мы должны почувствовать себя соучастниками этого События, а не сторонними наблюдателями.

    Как прав был один великий муж, заметив, что «Христос мог хоть сотни раз родиться в Вифлеемских яслях. Но если Он один раз не родиться в твоей душе, Рождество навсегда останется для тебя лишенным всякого смысла».

    Игумен Валериан (Головченко)


    На самом деле Новый год — это праздник Надежды. Год был трудный и мы его проводили. Люди непостижимым образом понимают, что не в силах побороть болезни, искушения, безденежье или отчаяние без чуда. А ожидание этого чуда и есть Надежда. Мы все ждем чуда сверху, а оно внутри нас. Оно происходит от Бога, действующего нашими руками... Священник Константин Камышанов


    Молитвы

    Тропарь Рождества Христова

    глас 4

    Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и Тебе ведети с высоты Востока.// Господи, слава Тебе!

    Кондак Рождества Христова

    глас 3

    Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ради родися// Отроча Младо, Превечный Бог.

    Величание

    Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию рождшагося/ от Безневестныя// и Пречистыя Девы Марии.


    Снежное Рождество — это как глазурь на пирожном. Розамунда Пилчер - В канун Рождества
    Ангелы знают, что тебе нужно. В Рождественский вечер они дарят всем удивительные подарки! Надо только суметь их увидеть...

    Веселое, веселое Рождество, оно пробуждает в нас давно забытые детские мечты, уносит мысли старцев в веселые дни юности, а усталому путнику дарит уют родного очага! Чарльз Диккенс

    Вот два слова - «веселое Рождество» или, может быть, «радостное Рождество», это уж кому как нравится, кто как привык. В этих словах таится так много радостных ожиданий, хотя - увы! - они нередко превращаются в пустую формальность, когда становятся лишь дополнением к звону бубенчиков и предвкушению приготовленных для вас подарков. Но лишь немногим счастливцам открывается его истинный смысл: «веселое Рождество» - это кладезь добра. Волшебный ларчик ждет, когда его разглядят за привычными и незначащими словами, отбросят крышку и насладятся его дарами. Попробуйте вникнуть, что же это такое - Рождество, и вы почувствуете исходящее от него добро, изначально сопровождавшее этот праздник. Кевин Алан Милн - Рождественский мешок

    В детстве мы проникались благодарностью к тем, кто на Рождество наполнял наши чулки подарками. Почему мы не благодарим Бога за то, что Он наполнил чулки нашими ногами? Гилберт К. Честертон

    У тебя не будет никакого Рождества, пока ты не почувствуешь его дух. Все остальное окажется лишь поверхностной игрой - с гирляндами, огнями и прочим декором. Неизвестный автор

    Рождество - не какой-то отрезок времени и не событие, а состояние ума. Для того чтобы проявлять доброту и милосердие и сеять мир в сердцах людей, нужно проникнуться духом Рождества. Кальвин Кулидж

    Наши сердца смягчаются от детских воспоминаний и любви близких, и если во время Рождества мы снова становимся детьми, нам потом будет легче прожить грядущий год. Лаура Ингаллс Уайлдер

    Рождество начинается в сердце Бога. Оно бывает полным только тогда, когда проникает в сердца людей. Неизвестный автор

    Канун Рождества, поздний вечер, песни, которые укутывают тебя, словно шалью. Но они греют не только твое тело. Они греют твое сердце… наполняют его мелодией, которая не замолкнет никогда. Бесс Стритер Олдрич

    Только это была никакая не магия, а просто истинный дух Рождества. Он пробуждал в нас желание стать лучше, стать более щедрыми и милосердными, протягивать руку помощи тем, кто по разным причинам в этом нуждается. Кевин Алан Милн - Рождественский мешок

    Не только на Рождество, но и весь долгий год радость, которую вы дарите другим, возвращается к вам. И чем больше добра и радости вы дарите неимущим, одиноким и отчаявшимся людям, тем светлее и радостнее у вас на душе. Джон Гринлиф Уиттьер

    Рождественские чудеса совершаются тихо. Ты их не слышишь - ты их чувствуешь, и ты веришь в них. Кевин Алан Милн - Рождественский мешок

    Я буду чтить Рождество в своем сердце и хранить память о нем весь год. Чарльз Диккенс

    Канун Рождества, который называется рождественский Сочельник и отмечается 6 января вечером, является важным днем для христиан.

    Сочельник и ночь перед Рождеством, в народной традиции, связаны со множеством поверий и обрядов, в том числе с девичьими гаданиями.

    Сочельник, всегда считался особенным. По народным поверьям, в ночь перед Рождеством, которая по православному календарю наступает с 6 на 7 января, все запреты снимаются и на Землю проникают таинственные силы.

    Сочельник

    Сочельник - последний день рождественского поста, установленного для того, чтобы люди покаянием, молитвой и постом очистили себя, и встретили праздник Рождества Христова с чистым сердцем.

    Канун Рождества стали называть Сочельником, как полагают, из-за традиции обязательно вкушать в этот день сладкую кашу - "сочиво", зерна пшеницы и других злаков, варенные на меду.

    Каша имела особый смысл — зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

    В рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу восточных мудрецов. Волхвы с востока принесли новорожденному Спасителю дары: золото, ладан и смирну.

    В Сочельник пост не такой строгий, как в другие дни последней недели Рождественского поста.

    В Сочельник служба вечерни соединяется с литургией и совершается утром, поэтому и православные постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед которой поется тропарь Рождеству Христову.

    По традиции на стол также подавали взвар из груш, вишен, яблок, слив, изюма и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, как напоминание о тех яслях, в которые уложили новорожденного Иисуса.

    В старину на Руси в Сочельник нельзя было использовать колющие и режущие предметы, так как могло привести к болезням. По традиции, в эти дни мужчины не ходили на охоту и не резали скотину, а женщины и девушки откладывали шитье и вязание до завершения праздничных дней.

    Люди считали, что хлопоты по хозяйству могут также принести в дом неприятности.

    Гадания

    Рождественский сочельник с давних времен считался лучшим временем для гадания, так как оно сбывались практически всегда. Поэтому, пользуясь необычностью этой ночи, люди гадали, пытаясь предугадать.

    Ворожба на Рождество на протяжении многих веков пользовались большой популярностью. В старину гадали на свечах, тенях, башмаках и так далее. Не теряет актуальности гадание и в наше время.

    Наибольший интерес гадания на Рождество вызывали у девушек, которые хотели узнать имя будущего супруга, а может и увидеть в зеркале или в обручальном кольце его отражение.

    Церковь к любому проявлению ворожбы и магии относится негативно, потому осуждает и любые попытки узнать будущее, тем более в Рождество. Несмотря на это люди гадали и продолжают гадать.

    Суженый-ряженый

    Наиболее популярными остаются гадания на исполнение желания, на суженого или невесту или на будущее.

    Девушки в ночь на Рождество могли узнать имя будущего супруга и даже увидеть его лицо в зеркале. Для этого девушка в полночь садилась в темноте между двумя зеркалами, зажигала свечи и начинала вглядываться в отражение, надеясь увидеть суженого.

    Гадали девушки с зеркалом и на перекрестке - стоя к месяцу спиной, смотря в зеркало и загадывая: "Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале". Как некоторые уверяют, через некоторое время суженый появляется в зеркальце.

    © photo: Sputnik / Alexander Kondratyuk

    Одно из наиболее старинных в Рождество гаданий — на воске. Для этого нужно налить воды в прозрачный стакан или глубокую тарелку и положить на дно кольцо без камня, желательно снятое с пальца гадающего. Растопите воск в ложке над пламенем свечи со словами "гори-гори свеча, топись-топись воск, назови мне имя суженого". Затем резко вылить расплавленный воск в центр кольца в воду и внимательно разглядеть форму застывшей восковой фигуры.

    Уличные гадания

    Имя будущего мужа в ночь на Рождество можно узнать и следующим способом. Для этого девушки выходили на улицу и первого встречного мужчину спрашивали его имя. Как он представится, так звать будут и суженого.

    Узнать будущее поможет и следующее гадание — для этого в рождественскую ночь, в полночь нужно просто выйти за порог своего дома. Судьбу предскажут первые звуки, которые вы услышите — звон колоколов означает быть вам счастливой невестой.

    Суженый уже спешит к вам, если услышите мужской веселый голос. Если же услышите ссору или просто разговор на повышенных тонах — в этом году ваша личная жизнь вряд ли устроится.

    © photo: Sputnik / Александр Кондратюк

    Но с башмачком уличное гадание на Рождество — самое знаменитое. Девушки бросали свои башмаки через забор и смотрели, куда носок смотрит, соответственно жених оттуда и приедет.

    Узнать будущее в замужестве можно было и обхватив забор вытянутыми руками. Если девушка обхватывала кольев-досок четное количество, это означало счастливую супружескую жизнь. Нечетное количество предвещало несчастливый брак.

    Другие гадания

    В рождественский сочельник также гадали на снах. Съесть на ночь нужно было селедку или что-то соленое, не запивая водой. Женихом будет тот, кто во сне подаст воды.

    Характер будущего супруга также можно было узнать с помощью гадания. В четыре одинаковых стакана с водой положите ложку меда, лимонной кислоты, соли и вина.

    Перемешайте содержимое стаканов, поставьте их на поднос и накройте толстой салфеткой и покрутите с закрытыми глазами поднос, чтобы не знать содержимое стаканов.

    Затем выключите свет в комнате, снимите салфетку со стаканов и, выбрав один из них, сделайте один глоток из него. Ваш муж будет обладать великолепным характером, если вам попался стакан с медом. Стакан с солью означает, что вам предстоит пролить с мужем немало слез, с кислотой — унылая скучная жизнь. Стакан с вином указывает на то, что ваш муж будет слишком много выпивать.

    На пол будущего ребенка гадали с кольцом или иглой. Опускали кольцо в стакан, протыкали иглой шерстяную ткань, а затем предмет подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо или игла начинала совершать маятникообразные движения — родится мальчик, если круговые — девочка, а если предметы не двигались — детей не будет.

    Приметы

    Хорошей приметой в Сочельник является увидеть падающую звезду, так как считается, что желание, загаданное в ночь перед Рождеством, сбывается. Поэтому в Сочельник нужно обязательно посмотреть на небо.

    Встречать Рождество в одежде темных цветов считается плохой приметой — в такой светлый и веселый праздник нельзя быть в печали. Весна будет ранней, если в рождественскую ночь поднимается сильная метель.

    В народе верили, что в будущем году у вас будет богатый урожай, если вы готовите праздничные блюда и у вас постоянно что-то из продуктов падает.

    Если вы в канун Рождества спотыкаетесь, будьте осторожны, можете получить плохую весть.

    В течение всех праздников сны, которые вы будете видеть, будут вещими, поэтому постарайтесь запомнить их и правильно понять, что предрекает вам судьба.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    Чистый и светлый день - Рождество Христово, всегда был и остается большим праздником. Его празднуют больше двадцати столетий, и традиции, связанные с ним, крепнут с каждым годом. Православная церковь осталась на юлианском календаре и празднует Рождество Христово 7 января. Этот великий христианский праздник считается домашним и сопровождается торжественными обрядами. Самый главный из них - ужин в зимний вечер 6 января до восхода первой звезды. Рождественский Сочельник в канун Рождества - важная семейная традиция и большое событие в христианском и католическом мире.

    ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

      Подготовка к празднику

      До начала Рождества православные придерживаются 40-дневного поста, который начинается с 27 ноября. Есть можно только постную пищу. Согласно традициям, в последний день поста запрещается завтракать и обедать. Немного перекусить разрешается только детям. С восходом первой, Вифлеемской звезды пост заканчивается, но к праздничному столу подаются только постные блюда.

        Много веков начинали готовиться к празднику еще с лета, когда собирали урожай, ткали новую одежду и изготавливали посуду. Подготовка была масштабной и приносила радость от новых бытовых предметов и одежды. Мужчины заготавливали дрова, мясо, вино и самогон. Девушки вышивали ткани для одежды, 2 января начинали украшать избу к празднику и делать генеральную уборку, в которой участвовали и дети. Вместо елки использовали сухой сноп пшеницы, который подвешивали к потолку. Избу украшали ветками ели и плели из них венки.

        Утром четвертого января все продукты были готовы к праздничному столу. В ночь на 6 января или на рассвете хозяйки шли за водой, чтобы принести утренней воды и приготовить кутью и узвар. Растапливали очаг и начинали готовить праздничные рождественские блюда.

        Как отмечают праздник?

        Сейчас символом Рождества является елка со звездой на верхушке. Дом украшают гирляндами, венками, свечами и красочными открытками. В Рождественский Сочельник поют колядки и собираются всей семьей за столом, накрытым двенадцатью блюдами.

        Кутью из пшеницы, орехов и меда - считают главным блюдом и пробуют первой. Она должна быть сладкой, с орешками и медом. Народные обычаи требуют, что пирожков должно быть столько же, сколько человек за столом.

        В одном из пирожков прячут монету. Кому она достанется, тому будет сопутствовать удача весь год.

        На праздничный стол ставят:

        • кутью;
        • пампушки;
        • вареники;
        • пирожки;
        • борщ с карасями или килькой;
        • картофель с маслом и чесноком;
        • кулебяку с грибами;
        • узвар;
        • кашу с грибами;
        • жареную рыбу;
        • голубцы с рисом и морковью.

        Блюда запиваются только узваром и из дома не выходят, пока не закончится ужин. Стол накрывают белой скатертью и отдают предпочтение посуде белого цвета. Эта традиция связана с постом, после которого человек очищается от старых грехов. Неженатая и незамужняя молодежь не садится за край стола, иначе останутся одинокими.

        Чем больше выпечки на столе в Рождественский Сочельник, тем лучше будет урожай весь год. На столе должна гореть свеча как символ живого огня. Все блюда надо обязательно попробовать, иначе год будет голодным. Считается, что утром седьмого января небо раскрывается и у Бога надо просить здоровья, земных благ и отпущения грехов.

        В канун Рождества носят кутью, первой приносят крестной матери, а она дает взамен гостинцев. Затем носят дедушкам-бабушкам и дядям с тетями. Эта традиция называется носить вечерю. Кутью оставляют на ночь, чтобы духи, которые посещают дом ночью, насытились этим поминальным блюдом. С наступлением волшебной рождественской ночи никто не спит, чтобы не проспать счастье. Люди веселятся, девушки гадают, а мужчины колядуют. Седьмого января можно есть мясо, а с утра 8 января начинаются Святки, которые длятся 12 дней.

        Рождественские гадания, приметы и поверья

        Приметы перед Рождеством и в ближайшие дни имеют особое значение. По ним судят о погоде и событиях на грядущий год. Существуют такие погодные приметы:

    1. 1. Метель в Рождественскую ночь - будет хороший урожай пшеницы.
    2. 2. Ясное звездное небо - увеличение рождаемости у домашнего скота и урожай на грибы и ягоды.
    3. 3. Ясный день на Рождество - урожайное лето и осень.
    4. 4. Теплая погода без снега - к холодной весне.
    5. 5. Тает снег - к плохому урожаю овощей.
    6. 6. Снегопад на Сочельник - пчелы соберут много меда.
    7. 7. Снег ложится крупными хлопьями - к урожаю хлеба.
    8. 8. Мороз в праздничные дни - лето будет теплое.

    Существуют и запреты на работу и поведение в этот светлый праздник. Нельзя забывать про усопших и надо накрывать для них приборы с едой на праздничный стол. Женщинам запрещено работать 8 января. Весь святой вечер не пить воду, иначе на протяжении года будет мучить жажда. Можно запивать еду узваром. Гадания тоже под запретом, так как они относятся к языческим пращникам, но именно в Рождественскую ночь незамужние девушки гадают на суженого.

    Есть поверья, которые относятся к здоровью:

    • Чтобы весь год быть здоровым, надо не жалеть угощения для колядующих.
    • Чем сытнее кутья, тем богаче будет жизнь.
    • Погадать на курице или другой птице: дать ей зерна и воды. Начнет с зерна - будет крепкое здоровье и хороший стол, а выпьет сначала воды - в семье будут болезни.

    Рождественские суеверия на удачу и богатство:

    • Чтобы весь год не переводились деньги, надо быть обсыпанным зерном. Недаром колядующие поют песню: "сею-сею, посеваю" и обсыпают человека разными зерновыми культурами.
    • Чтобы дом не покидала удача и в нем был достаток, надо для домового поставить отдельную тарелку с праздничным угощением.
    • Расставить по дому миски с зерном, чтобы водились деньги.

    Гадание на жениха - одно из интересных занятий в Рождественскую ночь. Девушки с помощью нехитрых предметов пытаются узнать свою судьбу и имя суженого. Гадать надо в доме, где не так давно кто-то умер. С помощью духов проще узнать правду. Одежда должна быть без пояса, а волосы распущенные. В темной комнате, в тишине девушки с помощью зеркал, свечей, воды, зерна и бумаги гадали на суженого.

    Тема. Отражение украинского народного быта, народных преданий и поверий в повести «Ночь перед Рождеством» (закрепление знаний). Авторское отношение к изображаемым событиям.

    Цель : развивать умение комплексно анализировать текст, глубоко проникать в содержание произведения, обучать умению давать анализ поступков героев, развивать умения учеников сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, умение работать в группах.
    Оборудование: учебник, иллюстрации к повести художников В. Маковского, А. Бубнова, В. Замирайло, К. Лавро, А. Кондырева.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; вид урока – урок-творческая лаборатория.

    ХОД УРОКА

    І. Актуализация опорных знаний.

    Слово учителя. Трудно найти человека, который бы не восторгался творчеством Гоголя. Сегодня мы раскроем мастерство писателя, которое сделало его творчество выдающимся явлением в русской литературе.

    ІІ. Работа над темой урока.

    1. Слово учителя.
      Н.В. Гоголь получил известность после выхода в свет сборника, в котором была повесть «Ночь перед Рождеством». Что привлекло читателя в ней? Откуда Гоголь черпал знания народного быта и национальных особенностей?
    2. Этнографы:
      • Рассказывают о быте малороссийских селян, об украинском костюме, обстановке сельской хаты, зачитывают отрывки из текста (отделка стен, их роспись, печь, парадный угол в хате; иконы, украшенные рушниками, цветы, скамьи, мисники для посуды, сундук, хлебная полка; оберег от злодеяния нечистой силы).
      • Зачитывают описание Вакулы и Оксаны; представляют рисунки с украинскими национальными костюмами, рассказывают о них: у мужчин – сорочка короткая с прямоугольной горловиной, у женщин – длинная с цельнокройным рукавом; мужчины носили широкие шаровары, женщины носили юбку в виде двух прямоугольных кусков ткани – запасок, праздничная юбка называлась плахтой. Одежда украшалась вышивкой, аппликацией. Особое значение придавалось цвету, отдавали предпочтение красному цвету, лазурному, зеленому, желтому. Головные уборы у девушек – обручи, перевязки, венок из бумажных цветов ленты; замужние женщины носили намитку и очипок, которыми закрывали голову.
    3. Литературоведы:
      а) Раскрывают связь повести с произведениями устного народного творчества, когда герои из своего мира направляются в мир чужой, чтобы выполнить задание; выполнив задание, возвращаются в свой мир (Чтение текста или художественный пересказ) ; рассказывают, какие волшебные силы помогают Вакуле.
      б) Объясняют значение слова «колядки», рассказывают об особенностях их исполнения и о том, как вознаграждались исполнители.
    4. Фольклорная группа:
      Исполняет колядки, после исполнения колядок задают вопросы всему классу:
      • Какая лексика используется в повести чаще всего? Приведите примеры слов, характерных для этой лексики.
      • Что придает языку повести прелесть национального колорита?
      • Какие приемы использует автор для создания более яркого представления о своих героях?
    5. Составление таблицы.
      Итак, мы увидели, что в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь обращается к хорошо знакомому ему украинскому народному быту и фольклору.
      Фольклорные источники и историческая основа повести «Ночь перед Рождеством»
      Фольклорные источники Украинские былички, бывальщины и легенды.
      Быличка - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».
      Бывальщина (быль) - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.
      Легенда - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии
      Фольклорные мотивы Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.
      Историческая основа Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.
    6. Художники-портретисты:
      Образ литературного героя всегда понимается точнее, если автор дает его портрет. Учащиеся представляют главных героев в портретах, зачитывают или цитируют наизусть портрет Оксаны и Вакулы, им помогают артисты, которые исполняют сцену разговора Вакулы и Оксаны.
    7. Беседа с учащимися:
      • Что мы узнали об Оксане? Как характеризует ее монолог у зеркала?
      • Перечислите основные черты характера Вакулы. Какая из них, по вашему мнению, главная? Почему?
      • Какое условие поставила она Вакуле, верила ли она, что он его выполнит?
      • Как Вакуле удалось заполучить черевички? (Чтение сцены у царицы). Как ведет себя кузнец? Почему царица не отказала ему в просьбе?
      • О какой черте характера Вакулы свидетельствует данный поступок?
      • Как вы думаете, будут ли счастливы наши герои? Как об этом говорит автор?
    8. Рассказ о героях повести.
      Литературоведы предлагают план:
      • Портрет героя.
      • Их черты характера и поступки.
      • Ваше отношение к Вакуле и Оксане.
      • Авторское отношение к событиям, изображенным в повести.
      Ребята из группы литературоведов дают образец ответа.

    IІІ. Итог урока.

    Метод «Микрофон»:
    • Мне нравятся герои повести и их поступки.
    • Я не могу согласиться с поступками некоторых героев.
    • Мне трудно понять, почему некоторые герои так поступают.

    ІV. Домашнее задание.

    • Подготовить ответ по плану.
    • Индивидуальные задания:
      Задание первой группе (3-4 ученика). Найдите сказочные эпизоды в повести (выразительное чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
      Задание второй группе (3-4 ученика). Найдите реальные события, изображенные в повести (чтение или художественный пересказ). Составьте план, подготовьтесь к защите своего ответа.
      Группа «актеров» инсценирует 2 эпизода: посещение Солохи дьяком и Чубом и Вакула с казаками на приеме у Екатерины II.