Призрак женщины в белом рваном. Призрак Белой Дамы. Чехия. Доброе привидение и шифр на портрете

Проявите ма-ксимум заботы обо всем, что касается Вас, ибо Ваша жизнь и Ваше имущество в великой опасности;
видеть призрака или ангела, внезапно воз-никшего в небесах - потеря близ-кого родственника или какое-то другое несчастье;
в небе справа от Вас появляется жен-ский призрак, а слева - мужской и оба выглядят ра-достными - стремительный взлет от не-известности к славе, но звезда Ваша будет сиять не-долго, ибо смерть придет и унесет Вас;
призрак женщины в длинных одеждах спо-койно движется в небесах - Вы достигнете прогресса в научных занятиях и станете бо-гаты, но тем не менее в Вашей жизни будет присутст-вовать оттенок печали;
призрак ныне здравствующе-го родственника - Ваши друзья за-мышляют что-то недоброе, будьте осто-рожнее в заключении деловых контрактов;
при-зрак выглядит изможденным - этот чело-век скоро умрет;
призрак преследует Вас - странные, неприятные события;
убегает от Вас - беспокойство будет невелико;
для моло-дых людей - будьте осторожнее в отношениях с представителями противоположного пола.
Также см. Одежда.

Толкование снов из Сонника Миллера

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Платье

Видеть обыкновенное не имеет никакого особенного значения.

Платье богатое видеть на себе богатому обещает честь и возвышение в чинах, бедному несчастье, а больному смерть.

Платье замаранное или изорванное видеть на себе знак печали и несчастья.

Платье новое иметь на себе предвещает радость, прибыль и успех в делах.

Видеть свои платья в огне означает скуку, клевету, оскорбление, потерю тяжбы и ссору с друзьями.

Видеть на себе платье светлого и яркого цвета предвещает возвышение в достоинствах, увеличение славы и умножение богатства.

Платье потерять значит лишиться чести.

Платье женское иметь на себе мужчине означает обман, а женщине иметь на себе мужское платье знаменует соблазн.

Толкование снов из

Испаноговорящее население юго-запада США называет ее La Llorona (ла-йо-ро-на) – Плакальщица. Говорят, что призрак высокой молодой женщины необыкновенной красоты со струящимися черными волосами, оглашает своими воплями берега рек и озер чуть ли не со времен конкистадоров.

Согласно легенде, при жизни Женщину в белом звали Мария, и она была любящей женой и матерью двух сыновей. Ее муж тоже был от нее без ума и окружал постоянным вниманием и осыпал подарками. Но вскоре после рождения детей он бросил ее и вернулся к посиделкам с друзьями за бутылкой вина или погоне за очередной юбкой. Казалось, он совсем охладел к Марии и даже говорил о том, чтобы оставить ее ради женщины из его круга. Когда он возвращался домой, он общался лишь с детьми, и Мария начала чувствовать ненависть к сыновьям.

Однажды вечером Мария со своими детьми прогуливалась вдоль тенистого берега реки, возле них остановилась повозка, в которой сидел ее муж с изящно одетой дамой. Мужчина заговорил с мальчиками, но не обратил никакого внимания на жену, а потом он ухал и не оглянулся назад.

В страшном гневе Мария схватила детей и бросила их в воду. Но когда они скрылись в волнах, она поняла, что натворила и бросилась на берег, пытаясь их спасти, но было уже поздно. Она целыми днями бродила вдоль берега реки, надеясь, что ее дети вернутся к ней, ее белое платье изорвалось и пропиталось грязью, но все было напрасно, пока она, наконец, не умерла.

Вскоре после смерти ее неупокоенный дух с наступлением темноты начали видеть на берегах реки Санта-Фе либо плывущей по ее течению в развевающихся белых одеждах. Ее крики и плач не умолкали всю ночь, и люди стали бояться выходить из своих домов. Постепенно все забыли ее имя и прозвали La Llorona.

Историю La Llorona рассказывают с незначительными вариациями. Муж Женщины в Белом оставляет её либо ради другой, либо в поисках работы, либо просто бросает семью. Она убивает собственных детей, почти всегда топит их, либо чтобы избавить их от жизни в бедности, либо чтобы найти другого мужа, либо мстя их отсутствующему отцу. Обычно, её неспокойный дух бродит ночами, ища своё потерянное потомство. Те, кому не посчастливилось увидеть или услышать Женщину в Белом, помечены для скорой смерти. Различия встречаются главным образом на тему того, как одета героиня. "Она была расфуфырена, как шлюха, и один парень подцепил ее в Эль-Пасо, у реки. Он просто рот разинул!" "На ней была ночная сорочка, длинная и белая". "На ней было подвенечное платье, а лицо закрывала длинная белая фата". Она всегда плачет и иногда её глазницы пусты, иногда рот её искривлён как лошадиный. Также нет единого мнения по поводу выбора ее жертв, кто-то говорит, что она убивает только детей, утаскивая их под воду, кто-то, что мужчин, которые были неверны своим семьям.

Испаноговорящие жители Америки верят, что Плакальщица повсюду следует за ними, скитаясь по бегам рек и озер, вплоть до Монтаны и реки Йеллоустоун.

В фильме «Фрида», рассказывающем о жизни мексиканской художницы Фриды Кало, звучит песня La Llorona. Вот ее текст:

La Llorona

Salias del templo un dia, Llorona,

Cuando al pasar yo te vi;

Hermoso huipil llevabas,Llorona,

Que la Virgen te crei

Ay, de mi!, llorona,

llorona de azul celeste.

No dejare de quererte, llorona,

Y aunque la vida me cueste.

Todos me dicen el Negro, llorona,

Negro, pero carinoso.

Yo soy como el chile verde, llorona,

Picante pero sabroso.

и перевод:

Плакальщица

Ты выходила как-то раз из храма, Llorona,

Когда я, проходя, увидел тебя.

Ты была одета в такую красивую сорочку, Llorona,

Что я принял тебя за Богородицу

О боже мой, Llorona,

Llorona с синего неба.

Не перестану любить тебя, Llorona,

Даже если это стоило бы мне жизни.

Все называют меня Черным, Llorona,

Черным, но нежным.

Я как зеленый перец, Llorona,

Два очень разных варианта исполнения этой песни:))

Женщина в белом

Один из сюжетов популярного сериала "Сверхъестественное" посвящен женщине в белом - привидению, которое появляется на дорогах Европы и Америки и порой становится причиной гибели незадачливых автомобилистов. Он основан на легендах, которые претендуют на достоверность.

Несмотря на огромную популярность в Соединенных Штатах, легенда о попутчице-призраке, возможно, происходит из Европы, как и легенды о путешественниках-призраках. В фольклоре народов Азии попутчица-призрак предстает в образе молодой женщины, которую мужчина провожает в дом ее родителей. Она идет за ним, но, когда они приходят на место и мужчина оборачивается, женщина исчезает. В Америке легенда о попутчице-призраке возникла в конце XIX века. Среди преданий Америки она занимает выдающееся место вследствие той роли, какую играет автомобиль и романтика дорог в американской культуре, особенно с середины XX века.

Существует несколько версий истории о призрачной незнакомке.

Одна из них повествует о молодом человеке, поздно ночью возвращавшемся домой с вечеринки. По дороге он замечает на обочине молодую девушку в длинном белом платье и подвозит ее. Заметив, что незнакомка дрожит от холода, молодой человек предлагает ей накинуть свой пиджак. Доехав до дома девушки, он открывает дверцу, чтобы помочь ей выйти, и тут замечает, что его попутчица исчезла. В конце концов наш герой решает, что она просто забежала в дом. На следующий день юноша вспоминает, что новая знакомая забыла вернуть ему пиджак. Он едет к ней домой и встречает там мать девушки, которая рассказывает, что ее дочь 10 лет назад погибла в автокатастрофе. Она показывает ему могилу дочери. На надгробии лежит его пиджак...

Другой вариант. Ночью молодой человек в сильно нетрезвом состоянии возвращается домой из бара. Он пытается поймать машину, и в конце концов какая-то девушка предлагает его подвести. Незнакомка называет свое имя и привозит его к себе домой…Наутро он приходит в себя на могиле. На надгробном камне имя той самой девушки…
В некоторых вариациях девушка внезапно исчезает из машины возле кладбища, а водитель замечает на одном из надгробий свой пиджак, который только что одолжил ей... Иногда он попадает в дом родителей покойной и видит ее фотографии, на которых она изображена в том же самом платье, в котором он ее встретил...
Еще вариант. Группа юнцов отправляется на автомобильную прогулку на машине, принадлежащей отцу одного из них. По пути им попадается девушка, и они предлагают ее подвести. Незнакомка садится на заднее сиденье между двумя парнями. На одном из перекрестков она просит высадить ее, но у оболтусов другие планы…Девица поднимает крик и неожиданно прямо на глазах начинает разлагаться… Незадачливые искатели приключений в ужасе выскакивают из машины. Никакого трупа в ней нет, но все пропитано запахом тлена…

А есть ли у "женщины в белом" реальные, не фольклорные прототипы?

В 60-х гг. прошлого столетия Мария Руа и ее жених ехали в автомобиле к дому родителей девушки, они торопились сообщить родным о своей помолвке. По пути молодой человек не справился с управлением. Произошла авария, и оба погибли.
Немного времени спустя по той же дороге проезжал другой молодой человек. Он увидел на обочине девушку в белом платье, остановился и предложил подвезти ее. Девица молча уселась на заднее сиденье. В какой-то момент, обернувшись, парень обнаружил, что сзади никого нет... Решив, что пассажирка каким-то образом выпала из машины и теперь лежит на дороге раненая, он отправился за помощью в полицейский участок. Вместе с дежурным офицером они обыскали все вокруг, но никакой девушки на дороге не оказалось. И тут оба заметили, что дверца машины открывается и закрывается сама собой...
В большинстве случаев незнакомка в белом не причиняет водителям особого вреда, лишь пугает и озадачивает их. Хотя время от времени подобные призраки становятся причиной аварий.

Так, в середине 70-х на крутой горной трассе близ американского города Кламат-Фолс была сбита машиной молодая девушка. Теперь время от времени ее привидение голосует на дороге. Если кто-то из шоферов останавливается, фантом манит его за собой и заводит в пропасть... Иногда призрак внезапно появляется перед автомобилем, и тот, резко вильнув в сторону, падает в бездну или врезается в скалу...

Но не всегда легенды о женщинах в белом связаны с дорогой…

Женщина в Белом
Нью-Йорк

В начале XIX века на том месте, где ныне находится Durand Eastman Park, жила Белая Леди со своей дочерью. Однажды девочка пропала. Белая Леди была убеждена, что девочку изнасиловал и убил сосед-фермер. Несчастная мать взяла двух овчарок и отправилась на поиски тела ребенка. Она обошла все окрестные леса и болота, но нигде не нашла даже следа дочери. Обезумев от горя, Леди бросилась с утеса в озеро Онтарио и утонула. Овчарки последовали за любимой хозяйкой.
После смерти дух матери возвратился, чтобы найти ребенка. Люди говорят, что туманными ночами из маленького озера Дюран, что около Онтарио, выходит Женщина в Белом. В сопровождении своих собак она ходит по парку и все еще ищет потерянную дочь.
Женщина в Белом – враждебный дух. Она ненавидит мужчин и преследует их, мстя за своего ребенка. Иногда она пытается столкнуть их автомобили в озеро. При этом она никогда не трогает женщин, сопровождающих этих мужчин.

Плакальщица
Калифорния

Говорят, это была бедная молодая девушка, влюбленная в знатного человека. Она родила ему троих детей. Девушка хотела выйти замуж за отца своих детей, но он отказывался. Он говорил, что женился бы, если бы не внебрачные дети, которых он считает позором.
Тогда девушка утопила детей, чтобы доказать свою любовь к их отцу. Однако, вскоре после этого неверный возлюбленный женился на другой. Обезумев от горя, девушка бросилась назад к реке. Она ходила по воде, плача и взывая к своим детям. Но было слишком поздно. Тогда она взошла на мост, прыгнула в реку и утонула.
Ее дух обречен вечно скитаться вдоль реки, плача и ища ее детей. Говорят, всякий раз, когда плачущая женщина появляется – кто-то погибает.
Рассказывают, что как-то двое молодых людей ехали поздней летней ночью, когда услышали ужасный крик. Он был похож на отчаянный крик ребенка или раненного животного. Внезапно, белый придорожный туман начал сгущаться. Вскоре он обрел очертания прекрасной юной девушки, одетой в белое платье, ее длинные черные волосы были распущены. Она плакала и заламывала руки. Молодые люди поняли, что видят призрак Плакальщицы. Напуганные, они постарались как можно скорей проехать мимо, опасаясь, что слухи о ней верны. Однако той ночью с ними ничего не случилось. Они остановились возле ближайшего бара, выпили, чтоб успокоиться. К утру молодые люди были уверены, что призрак им всего лишь привиделся и смеясь вспоминали об этом случае.
Следующей ночью молодые люди возвращались домой по той же дороге. В том самом месте, где они встретили Плакальщицу, автомобиль внезапно потерял управление, они съехали с дороги и врезались в дерево. Оба погибли на месте.
Впрочем, Плакальщица только предсказывает смерть, но сама никогда не убивает.

«Женщин в белом» видят не только на дорогах Америки. Вот истории, которые навсегда изменили мировоззрение некоторых автомобилистов.

Одной весенней ночью 1977 г. в Ю. Африке молодой мужчина остановился у обочины дороги около г. Юниондейл. На темной дороге одна-одинешенька стояла привлекательная женщина. Мужчина решил подбросить её, и женщина забралась в автомобиль. Он проехал около семи миль, затем притормозил на придорожной автозаправке. Только тогда мужчина заметил, что его спутница словно растворилась в воздухе. Выбраться из машины незамеченным было невозможно, так как водитель не делал остановок с того момента, как взял загадочную попутчицу. Шокированный произошедшим, он сразу же заявил в полицию.
Полицейские поведали мужчине, что аналогичная ситуация сложилась несколькими годами ранее с другим водителем. Для раскрытия столь необычных случаев пригласили знатока в области сверхъестественного - Синтию Хаэнд. Она распознала в призраке на дороге некую Марию, разбившуюся насмерть весной 1968 г. именно там, где её в первый раз увидели оба водителя. Позже эти свидетели узнали покойную Марию по предоставленному фотоснимку. Однако это ещё не все. Забавно, но призрак покойной вновь возник на дороге. Случается это ровно раз в год и примерно совпадает с датой гибели девушки. Примерно – это значит, что призрак может появиться на дороге несколькими днями ранее, а может появиться несколькими днями позднее. Но попадается он лишь молодым неженатым мужчинам, разъезжающим на машине.

Возьмем участок трассы А-229 южнее Четэма в Великобритании. Извещения о необъяснимых и загадочных происшествиях стали появляться отсюда аж с 1968 г. Коренной причиной этого, вероятно, стала гибель женщины в ДТП возле подножия горы за три года до первого известия о призраке на дороге. Теперь она постоянно тормозит на месте своей смерти автомобили, прося водителей подбросить её по пути.
Через некоторое время девушка бесследно пропадала, ставя в тупик доверчивых водителей. Однако бывает, что призрак вместо того, чтобы голосовать на дороге, появляется в полуметре от мчащейся на всей скорости машины. К примеру, М.Годунау, державший путь мимо злополучной горы летом 1974 г., внезапно увидел, как в свете фар показался силуэт женщины, а затем пропал под колесами его авто. Вне себя от страха из-за предстоящей за совершенное ответственности, Годунау затормозил и медленно вышел на улицу. На дороге лежало окровавленное тело сбитой им женщины, совершенно без движения. Бедняга окутал ее в свою кофту и перетащил подальше от проезжей части. Затем он поехал в Рочестер, где посетил первый попавшийся полицейский участок.
Здесь он во всем признался. Однако выехавшие к указанному месту сотрудники полиции ничего не нашли. Мертвая девушка исчезла, однако осталась та самая кофта, в которую её завернул перепуганный водитель. И кровь на месте столкновения как будто испарилась. Удивленные стражи порядка отправились обратно за неимением состава преступления. Задерживать потрясенного водителя им было не за что.

Похожи на "Женщин в белом" Белые дамы - в фольклоре германских народов сверхъестественные существа, которых нередко отождествляют с призраками и лесными духами. К людям Белые Дамы относятся вполне дружелюбно - выводят на дорогу заплутавших путников, превращают обыкновенные камни в чудодейственные, наводят на месторождения золота и серебра, помогают женщинам рожать и следить за домом, предсказывают будущее, утихомиривают бури и так далее. Впрочем, их очень легко рассердить неблагодарностью и жестокостью, и тогда они сурово карают обидчиков.
Люди их не видят: узреть белую даму способен лишь человек, рожденный в воскресенье, или тот, у кого при себе эльфийский талисман. Тогда ему предстанет молодая женщина ослепительной красоты с длинными светлыми волосами, в белом платье с кружевами.

На севере Франции бытует легенда о "белых дамах" , которых иногда называли феями, подстерегающих одиноких путников у мостов после наступления темноты. Дождавшись такого путника, "белая дама" просила потанцевать с ней. Если человек соглашался, после танца его благополучно отпускали. Если же он отказывался, "белая дама" сбрасывала его с моста или велела напасть на него своим совам и кошкам.

Коварное привидение девушки в белом водится неподалеку от немецкого городка Деггендорф, в том месте, где железная дорога проходит через тоннель. Поздним вечером оно заманивает в тоннель случайных прохожих, и они попадают под поезд, мчащийся на большой скорости...

Что общего у всех этих эпизодов? Призрачная незнакомка всегда очень красива и одета в белое платье. Сталкиваясь с живыми, она либо исчезает, либо, каким-то образом воздействуя на сознание людей, подстраивает несчастные случаи...

Они поднимались на Эльбрус. Небольшая группа, решившая покорить одну из красивейших вершин мира. Предпоследней в цепочке шла 28-летняя альпинистка, на счету которой был не один покоренный пик. Они уже добрались до снежника, когда девушка вдруг почувствовала непреодолимое желание обернуться…

В 200 метрах от нее стояла ослепительная красавица в сияющем белом платье . Длинные волосы слегка колыхались от ветра, босые ноги и голые до плеч руки, казалось, никак не реагировали на пронизывающий холод… Девушку охватило чувство невероятного, неземного, потрясающего счастья «такого счастья просто не бывает», вспоминала она впоследствии. Было, правда, и легкое ощущение подвоха, но где-то далеко, на периферии сознания, мелькнуло легкой дымкой и пропало, как и не было… А женщина между тем подняла правую руку и поманила ее к себе.

И та пошла. Пошла, как сомнамбула, прямиком в пропасть. И остановилась лишь после оклика мужа, спохватившегося, что его половина бредет куда-то явно не туда. Очнувшись от затмения на краю пропасти, в которую у нее уже начали сползать ноги, альпинистка упала на спину и потихоньку отползла от края… В тот миг, когда она очнулась, девушка услышала на дне провала собственный оборвавшийся крик.

Альпинистку тут же исключили из группы и спустили вниз, отрядив для сопровождения парня: тот, кто встречается с Белой Женщиной , в горы ходить уже не должен, следующее восхождение обернется для него смертью, гласит неписаный закон гор.

…Опытный 30-летний альпинист спускался с горы. Началась метель, и в просвете снежной круговерти он вдруг увидел белокурую женщину в белом платье , сидевшую, обняв колени, прямо на снегу. Она была молода и красива, и одновременно стара и дряхла, от нее исходило ощущение неземного счастья и одновременно грозной опасности… Ни на миг, по словам альпиниста, не терял он над собой контроль, все время, анализируя происходящее. Правда, анализ этот, как выяснилось, был сам по себе, а реальность сама по себе. Его товарищи по восхождению вдруг увидели, что он отклонился от маршрута и пошел куда-то в метель… Только после громкого оклика альпинистов он очнулся и вернулся в «лоно отряда».

По словам исследователя Дмитрия Громова, собравшего немало случаев наблюдения Белой Женщины , их сюжет не блещет разнообразием. Женщина явно действует по накатанной схеме: обращает на себя внимание, вызывает состояние неземного блаженства, а потом заманивает в пропасть. По схожему плану действует и Двуликая Женщина спелеологов: при встрече обращается к исследователю своим молодым и прекрасным лицом, заводит его в какую-нибудь ловушку и тут же поворачивается старым и уродливым. Некоторые ее коллеги по цеху, впрочем, действуют более честно: страшные старухи взяли на себя обязанность спелеологов из ловушек выводить, а молодые и прекрасные девы их, наоборот, туда заманивают. Так сказать, разделение труда…

Схожих персонажей в походном фольклоре масса: Черный и Белый альпинисты, Плачущий Мальчик, Зовущий Старик… Да и в мифологии разных народов они встречаются с подозрительной периодичностью. Это и греческие сирены, которые собственным голосом лишают моряков ощущения реальности и направляют их корабли на скалы, и русские русалки, заманивающие купальщиков на дно, и романские вампиры, которые околдовывают свою жертву, и та отправляется к нему под клыки с превеликим удовольствием…

На мой взгляд, самое важное в этих описаниях, говорит Дмитрий Вячеславович, то, что явление одновременно происходит и в реальности, и, так сказать, в голове наблюдателя. В реальности, видимо, есть некий объект, который является источником события, но он же вполне комфортно чувствует себя и в сознании человека, манипулируя им в строгом соответствии со своим сценарием. Что весьма существенно отличается от описания «обычных» аномальных явлений: большинство описаний сводятся к тому, что кто-то что-то наблюдает, испытывая при этом какие-то чувства, которые совсем не доминируют над сознанием наблюдателя… То есть речь идет о каком-то явлении, которое выходит за рамки нашей картины мира.

Впрочем, в картину мира наших предков оно вписывалось весьма органично. С точки зрения русских стариков-ведунов, мы живем в некоем поле, которое сделано из того же «субстрата», что и человеческая душа. И многие явления, которые мы наблюдаем, происходят не просто в материальном мире или в нашем сознании, их надо рассматривать как следствие какого-то (субъективного и объективного) комплекса в рамках этого особого поля.

Совсем недавно, в начале января переехали в новую квартиру – большую, трехспальную. А через несколько дней мои родные уехали в Таиланд, и я осталась одна дома….
…Коротко скажу: люблю ужастики и отчасти верю во все это сверхъестественное, но не в случае, если с эти «чем-то» связана я – фантазия у меня богатая, почудится все, что угодно может!..
Первые пять дней все было нормально, наслаждалась одиночеством и сидением в интернете. Пока один раз, когда заходила к себе в комнату, мне не почудился стоящий совсем рядом человек моего роста и смотревший на меня… Я вздрогнула, но сильно не испугалась – почудилось в темноте, с кем не бывает. Но я же жутко впечатлительная – так после этого стала параноить все оставшееся время до приезда родных.
Вечер, сижу в полной тишине, рисую в тетради от нечего делать, рядом стоит зеркало на всю стену. Так мне стало скучно, стала пялиться в него (в зеркало) – в нем как раз еще отражался темный коридор и вход в гостиную… Внезапно исходящая из гостиной стала тихо шевелиться.
Ну опять показалось, что еще. Закрыла дверь в свою комнату, вдруг слышу скрип двери, открываю снова и смотрю в коридор – а двери в другие комнаты даже не шелохнулись. Снова скрип – ни единая дверь не двигается. У соседей сверху?.. Но звук скрипа так будто совсем рядом!..
… Продолжение странностей – силуэт в белом платье в темноте, опять же из гостиной… Я, конечно, не стала воспринимать всерьез, показалось – ну показалось и только-то!
Прошло время, родня вернулась. Я свой голос уже совсем забыла – разговариваю, и какой-то он не свой. Более детский и «слащавый», что ли…
В ту же ночь ложусь спать… и вдруг звук чего-то капающего! Глаза открывать не стала… Через некоторое время опять звук «кап!», прямо под ухом!… Ну, ну…
… А это произошло прошлой ночью: лежу в кровати, вдруг развернулась лицом к зеркалу, рядом с ним вроде стоит чемодан, и там, где чемодан отчетливо вижу что-то белое и полусветящееся!
… После этого уснула, и приснился глупый сон: сижу, смотрю Том и Джерри, как будто в детском садике и еще маленькая. Рядом сидят дети, а один из них в белом платье… и это я.
P.S. Да-да, либо я сумасшедшая, либо все это выдумала, но вообще-то только на 10% максимум. Кое-что поменяла местами и выставила в другом порядке, но сами факты и ситуации не выдуманы… Ах, да, фейл: «что-то белое» – была моя куртка (белая, ага), лежащая на чемодане, а первоначально показавшийся мне силуэт – было мое собственное отражение на лакированном шкафу.
…Единственное, что остается непонятным – скрип двери из ниоткуда. И слышат его периодически не только я, но и все остальные, кто в доме… так что же это, а?

БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА, ЖЕНЩИНА) — явление смерти в образе женщины, девушки, покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий жизни человека.
«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.), «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.), «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
«Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то... Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
— А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся. Он съездил, купил. <...> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:
— Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
— Война будет?
Она отвечает:
— Войны не будет» (Вост. Сиб.).
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина... и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).
Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.
Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).
В поверьях XIX-XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник» .
Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда Губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «...Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (Вост. Сиб.).
В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник- колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «...уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <...> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная... <...> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскаст, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала да энтого, речного-то... ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал...»
Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое... „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.)
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».
Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала, или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.
Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

Марина Власова. // Марина Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.