Страшно ли летать. Что вы должны знать о самолетах, чтобы преодолеть страх полета? Расскажу о своих чувствах и ощущениях после использования настроя Г.Н.Сытина "На хорошее самочувствие в полете"

Часто именно от людей, которые не желают выезжать дальше своего дачного участка, слышишь оправдание, что я боюсь летать на самолете! Что делать в таком случае и откуда возникают такие фобии?

Самолеты — самый популярный, самый распространенный и самый комфортный способ передвижения в современном мире людей. Авиаперелеты позволяют максимально быстро переправиться из пункта А в пункт Б.

Более того, комфорт при перелете не сравнится с длительным путешествием, например, на автобусе или поезде. Услужливость экипажа, комфортабельность и возможность быстрого передвижения, подкупает даже тех, кто при виде стальной птицы впадает в панику.

Большинство тех, кто пользуется авиаперелетами, летая в командировки по работе, в теплые края на отдых или к дальним родственникам, неоднократно думали «не упадет ли самолет?». Но необходимость использования этого вида транспорта и природный оптимизм вовремя откидывают эти негативные мысли.

Но есть и такие люди, которые ступая на трап самолета, разрываются от желания развернуться и побежать прочь. Что это — болезнь аэрофобия или кратковременная паническая атака на фоне просмотров фильмов и новостей про авиакатастрофы?

Болезнь аэрофобия

Определить, правда ли у вас аэрофобия или это просто беспокойство, очень просто. Конечно, находясь в стальном замкнутом пространстве, даже обычный человек, который летал десятки раз, может испытать дискомфорт и некоторое волнение. Особенно, например, во время турбулентности.

Но если при этом ваше сознание осталось вам подконтрольно, а тревога через несколько секунд рассеялась, то вам повезло. И можно поздравить: аэрофобия тут не при чем.

Но если вас бросает в дрожь только при мысли о предстоящем полете, заходя в самолет, вас пробирает холодный пот, в полете ваше сознание отключается, а время пребывания в воздухе проходит словно в тумане, то откиньте все сомнения, у вас не просто боязнь летать, а заболевание: аэрофобия. И здесь уже нужно прибегать к помощи медицины.

Как поборть страх

Ну а если все-таки у вас обычный страх перелетов, то рассмотрим ряд рекомендаций, которые помогут избежать состояния паники. Таким пассажирам следует знать и помнить о том, что категорически запрещено делать при перелете.

1. Не пить! Ни в коем случае не следует употреблять спиртные напитки, даже для «храбрости». Ведь многие думают, что это помогает заглушить страх, но это не так. Действие алкоголя может быть обратным, и боязнь может только увеличиться.

2. Информационный вакуум. Не стоит перед полетом искать информацию про воздушные катастрофы и вдоль и поперек изучать модель самолета, на котором вы летите, чтобы найти в нем какой-то изъян.

3. И третье правило: не нужно смотреть в окно. Увидев высоту полета, мысли о том, как такая железяка может парить в воздухе и как долго вы будете падать, если что, неизбежны.

Оденьте на глаза темную маску, закройте шторку иллюминатора, а еще лучше займите место возле прохода.

Правила при боязни летать

Теперь поговорим о том, на что особенно следует обратить внимание при прелете. Эти правила облегчат пребывание в воздухе.

1. Самое важный аргумент в пользу авиаполетов: пассажир должен знать и осознавать, что самолет — самый безопасный способ передвижения. И вот тут разрешается посмотреть статистику, для подтверждения этого факта.

2. Также не лишними будут специальные успокоительные пилюли для перелетов. Но не забудьте предварительно проконсультироваться с врачом.

3. Помните, что экипаж, который вас обслуживает, квалифицированный. Он проходит строгую и серьезную школу подготовки. А мнение, что пилоты самолетов всегда летают навеселе, ошибочное.

А еще у членов экипажа тоже есть семьи. И, поверьте, каждому хочется вернуться после работы в свой дом. 🙂

4. Также не забывайте, что перед полетом каждый самолет проходит серьезную техническую проверку. Если будет замечена какая-то неполадка, самолет никогда не выпустят в рейс.

Не фокусируемся на полете

Самым действенным отвлечением является релакс во время полета. У каждого есть индивидуальные методы и вещи, которые их успокаивают.

Можно включить умиротворяющую и спокойную музыку, посмотреть комедию, почитать любимую книгу.

Многих успокаивает любимая еда. Возьмите в самолет вкусное пирожное и запейте его успокоительным травяным настоем.

В полете думайте о хорошем, о том, сколько положительных эмоций принесет вам путешествие. Например, карьерный рост в связи с командировкой, или отдых и наслаждение колоритом страны, в которую вы летите.

Учитесь искать во всем положительные моменты! Тем более, что времени у вас в полете предостаточно. 🙂

Провести время в самолете незаметно, помогут совместные разговоры или игры с членами семьи. Ведь несколько часов в воздухе с лихвой восполнят недостаток общения, который мы испытываем в будничной жизни.

Лётчик Лёха - он же пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов - рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога - и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься - почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании "Победа" Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха , начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся - аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. - Прим. Лайфа ) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы - почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей - это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас - ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа - самая сложная - им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь - за две недели или за месяц, - они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: "Никто не погиб", "Пострадавших нет". Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе - штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки - это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт - паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет "выйти" в полёте.

"Как говорили классики, знание - сила", добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт - посадка

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не "бежит", но ещё не летит, потом отрыв - и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный - среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать - там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы - теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять "бочку". Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь - хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят "болтанку" - азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете - верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде - есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300-400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах - значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи "Я люблю тебя, Маша", слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле - надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов - 17 лет. Самый молодой - у "Победы": у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, "детские болезни" есть, так и здесь - вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Полет — это неприятная смена обстановки. Из привычных условий человек попадает в новую среду, над которой он почти не имеет контроля. Но вдумчивая подготовка и продвижение по личному плану создают полезное ощущение, будто ситуацией — хотя бы отчасти — управляете именно вы. Это помогает развеять лишние тревоги.

За пару дней до отлёта составьте, к примеру, список всех вещей, которые планируете взять с собой, и дел, которые нужно завершить до и во время перелёта. По мере выполнения пунктов вычеркивайте их из своего списка.

2. Узнайте больше об авиатехнике

Люди часто испытывают страх перед неизвестностью и малопонятными для них вещами. Возможно, вы боитесь летать именно потому, что ваши знания о самолётах сформированы в основном трагическими новостями и голливудскими блокбастерами.

Разберитесь, как работает авиатехника, хотя бы в общих чертах. Загляните в ту же «Википедию». Узнав, например, что по статистике самолёты являются самым безопасным видом транспорта, а небольшая турбулентность - это нормально, вы наверняка усмирите своё беспокойство. Помните, проинформирован - значит вооружён.

3. Приезжайте в аэропорт заранее

Спешка - это фактор стресса. Чтобы не переживать ещё и из-за возможного опоздания, лучше рассчитывайте время так, чтобы всё успевать. В идеале всегда приезжайте в аэропорт заранее. Таким образом вы застрахуете себя от лишних переживаний и сохраните силы для полёта.

4. Балуйте себя

Во время ожидания рейса в аэропорту используйте момент и побалуйте себя перед посадкой на борт самолёта. Купите напиток или еду, которые вы бы не позволили себе при иных обстоятельствах. Отступите от тех рамок и правил, которых вы строго придерживаетесь в обычной жизни. Расслабиться (только без алкоголя!) в такой ситуации всегда полезно.

5. Отвлекитесь от источника страха

Страх перед полётом заставляет нас намертво зацикливаться на одной мысли вроде: «О господи, я в километрах над землёй!». Бесконечно пугая себя такой мантрой, вы рискуете заработать нервный срыв ещё до того, как самолет преодолеет половину пути.

Попробуйте отвлечься на музыку, книгу, подкаст или мобильную игру - всё это поможет вам остановить приближение паники. До посадки на самолёт можете позвонить друзьям или родным. Если вы летите с родственниками или знакомыми, заведите с ними разговор на отвлечённую тему.

6. Мыслите в позитивном ключе

Сосредоточьтесь на цели полёта. Вспомните, почему вы летите, к кому и что вас ждёт, когда вы сойдёте с трапа самолёта. Вы ведь наверняка направляетесь на курорт, в новую для вас страну, к родным или близким, на желанную стажировку или на учёбу в университет, куда вы всегда мечтали попасть.

7. Подумайте о людях вокруг вас

Десятки, сотни, да что там - миллионы людей - каждый день куда-то летают, хоть им это и не всегда по нраву. Оглянитесь в самолёте или аэропорту: как их много рядом. Осознание того, что вы не одиноки и окружающие разделяют ваш страх и преодолевают его, здорово успокаивает.

8. Молитесь или медитируйте

Если вы верующий, попробуйте мысленно обратиться за поддержкой к богу. Наверняка это придаст вам силы для борьбы со страхом. Если молитвы не для вас, медитируйте: заглушите все мысли и постарайтесь ни о чём не думать столько, сколько сможете. Такая практика помогает расслабиться.

9. Действуйте уверенно, даже если вам страшно

Улыбнитесь соседке в кресле, даже если самих вас трясёт от страха. Кто знает, возможно, беседа с вашей попутчицей станет спасательным кругом и поможет отвлечься. Во всех своих действиях исходите из посыла: «Что бы я делал, если бы не боялся полёта?». И действуйте так, как будто действительно не боитесь, попробуйте: поначалу будет трудно, но вы привыкнете и поймёте, что 99% ваших страхов были совершенно напрасными.

Возможно, вы летите с детьми или супругой, которым тоже не легко. Найдите в себе силы ради них и помогите им справиться со страхом.

10. Управляйте биохимией своего тела

Не употребляйте кофе, крепкий чай и энергетики минимум в течение суток до вылета. Таким образом вы сведёте к минимуму наличие кофеина в организме, а значит снизите свою предрасположенность к тревоге.

В моменты волнения дышите на полную грудь. Помните, что интенсивный кислородный обмен - одно из лучших средств от тревоги.

Если вы настолько боитесь летать, что у вас начинается паника, примите несколько капель настойки валерианы или другое успокоительное. Можете также попробовать слабое снотворное. Но предварительно проконсультируйтесь по этому поводу с врачом.

Согласно статистике самолет является наиболее безопасным и комфортным средством передвижения. Но это утверждение нисколько не успокаивает тех людей, которые страдают аэрофобией (боязнью полетов). Хотите избавиться от ненужных страхов и узнать, как не бояться летать на самолете? Мы подготовили для вас специальную статью!

Следует отметить, что абсолютно все люди, которые летят в самолете, испытывают некий дискомфорт. Это происходит из-за того, что в салоне самолета создается небольшое разрежение. Также все люди (даже пилоты) во время полета испытывают беспокойство — это нормальное состояние, и оно не означает, что вы боитесь летать. А вот если ваши нервы на пределе еще задолго до полета, вы не можете даже взглянуть на стоящий самолет и боитесь войти в него, то у вас, скорее всего, аэрофобия. Ее можно преодолеть, если внимательно прочитать нашу статью. Сильные формы аэрофобии успешно лечатся у психологов.

Следует разделять боязнь полетов с другими фобиями. К примеру, одни люди боятся оказаться в замкнутом пространстве, вторые боятся высоты. Для аэрофобии характерны следующие симптомы:

  1. Безосновательный и неконтролируемый страх перед полетом.
  2. Вы вжимаетесь в кресло при взлете, ладони сильно потеют, а кисти сами сдавливают подлокотники.
  3. Вы постоянно следите за работой двигателей и паникуете при малейших перепадах звука.
  4. Вы вглядываетесь в лица бортпроводников, стараясь угадать их мысли.
  5. Во время турбулентности у вас начинается паника.
  6. Перед тем как войти в самолет, вы принимаете успокоительные, антидепрессанты, алкоголь.

Если у вас наблюдаются подобное, то это действительно боязнь полетов.

Если у вас аэрофобия, то:

  1. Забудьте про алкоголь. Во-первых, многие авиакомпании не приветствуют пьяных пассажиров на борту и устанавливают “сухой закон” во время полета. Во-вторых, алкоголь часто приводит к совершенно противоположному эффекту. Спиртное, попадая в желудок на большой высоте (сниженное давление), моментально всасывается в кровь и вызывает сильное опьянение. У человека отмечается повышенная раздражительность, беспокойство, падает настроение и наступает сильный упадок сил.
  2. Не настраивайте себя негативно. Не ищите в сети информацию об авиакатастрофах, не смотрите фотографии и не читайте различных страшилок. Самолет — самый безопасный в мире транспорт.

Немного статистики

Для того чтобы успокоить себя, изучите статистику:

  • ежесекундно в небе находится от 4 до 10 тысяч самолетов;
  • каждый день самолеты совершают более 50 тысяч рейсов по всему миру;
  • за год самолеты перевозят свыше пяти миллиардов человек;
  • за год в авиакатастрофах гибнет около 300 человек;
  • шанс погибнуть во время перелета — 1 из 12 миллионов.

Чтобы вы смогли оценить масштабы, представьте, что в Москве (12 миллионов населения) в год умирает всего один человек. Именно такие шансы погибнуть во время полета.

Обратите внимание: только в Москве за год в ДТП гибнет примерно 30 тысяч людей. Шанс погибнуть в автомобиле или автобусе намного выше, чем на борту. Если вы будете летать каждый день, то вам нужно отлетать 21 тысячу лет, чтобы что-то произошло.

Несколько стереотипов о полетах

Согласно исследованиям, большая часть людей, боящихся летать, находятся во власти предрассудков и стереотипов. Они не понимают, что такое турбулентность, думают, что у самолета нет защитных и дублирующих систем или что он просто может взять и свалиться с десятикилометровой высоты. Если вы хотите перестать бояться летать на самолетах, то обязательно разберитесь в том, из-за чего их может трясти. Турбулентность — это нормальное состояние атмосферы, ведь в ней постоянно происходит движение, изменение давление и влажности. Из-за этого воздух становится неоднородным по плотности, и когда в него входит самолет, то он начинает вибрировать. Ничего страшного в этом нет — воздушное судно рассчитано на куда большие нагрузки. К тому же пилоты знают о зонах турбулентности и заранее предупреждают пассажиров, чтобы они не волновались. За последние 20 лет ни один борт не пострадал и не упал из-за вхождения в зону турбулентности. Это совершенно рядовая ситуация и бояться ее не стоит.

Второй распространенный миф: российские авиакомпании используют старые разваливающиеся самолеты с отпадающими крыльями, а пилоты летают исключительно пьяными. Разумеется, это сказка: абсолютно все авиакомпании Российской Федерации, совершающие регулярные рейсы, имеют полный набор международных сертификатов качества. Экипажи также проходят регулярные курсы, а перед каждым полетом пилотов проверяет медкомиссия — пьяного никто никогда не пустит за штурвал, поскольку это грозит огромными штрафами и лишениями лицензий. Пилота не пустят в рейс, даже если у него просто повышенное давление.

Обратите внимание: все крупные российские авиаперевозчики состоят в международных альянсах. К примеру, Аэрофлот входит в Sky Team, Utair в Star Alliance, S7 в OneWorld. При этом Аэрофлот имеет самый современный и молодой аэропарк, а авиакомпания Трансаэро на протяжении нескольких лет попадает в список самых безопасных перевозчиков мира.

Не следует бояться лететь на самолете, которому исполнилось 10-20 лет. Самолеты делаются с таким запасом прочности, что способны летать и более 25 лет, но за это время они просто морально устаревают. У российских перевозчиков борта достаточно молодые — средний возраст около 7-10 лет, а вот у Delta Air Lines (самой крупной авиакомпании планеты) большинству самолетов уже исполнилось 20 лет. Но это не мешает ей совершенно безопасно перевозить миллионы пассажиров. Абсолютно все борта проходят тщательное техническое обслуживание и целую кучу проверок — с ними ничего не может случиться в воздухе!

Несколько фактов

Приведем еще несколько фактов, которые убедят вас в том, что летать — безопасно:

  1. У самолетов все системы имеют дубли. Даже если что-то выйдет из строя, то тут же запускается второй или третий дубликат.
  2. Самолет не может упасть — он опирается на воздух так, как автомобиль на трассу.
  3. В стандартном самолете несколько противопожарных и топливных систем, систем управления и выпуска шасси.
  4. Каждый самолет имеет минимум два двигателя (обычно четыре), хотя может лететь и приземляться на одном. Статистика говорит, что отказ одного двигателя может произойти раз в 2 миллиона часов (почти 230 лет налета).
  5. Если авиакатастрофа все же происходит, то она является стечением сразу нескольких обстоятельств. После каждой аварии эксперты детально разбирают причины произошедшего и делают так, чтобы подобное не произошло в будущем.

На самолете все системы дублируются — лететь полностью безопасно!

Как победить свой страх?

Хотите победить страх летать на самолетах? Используйте следующие советы:

  1. Подбирайте себе место. Если вы боитесь высоты, то не стоит садиться у “окна”. Если вы боитесь замкнутого пространства, то лучше сидеть у прохода. Боитесь тряски? Берите место поближе к носу.
  2. Создайте комфортные условия. Переоденьтесь в удобные тапочки и одежду, попросите у бортпроводника подушку и одеяло, включите любимую музыку и вы расслабитесь.
  3. Возьмите с собой горсть леденцов или жевательную резинку с фруктовым ароматом. Конфеты хорошо помогают от заложенных ушей и укачивания.
  4. Если чувствуете, что страх подступает, начинайте глубоко дышать. Вдох через рот, очень медленный выдох через нос. Сосредоточьтесь, представьте, что вместе с воздухом выходят все негативные эмоции и переживания.
  5. Мыслите позитивно. Не думайте о том, что может произойти, представляйте, куда вы летите, что будете там делать, с кем встретитесь и как отдохнете.

Вконтакте

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?