Почему ребёнок не слушается и что с этим делать? Ребенок не хочет заниматься Что делать во время обострения

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.

Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

Норма речевого развития в шесть лет

Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

Параметры речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:

  • Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
  • Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
  • Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
  • Совершенствование грамматически правильной речи.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.

Возможные причины нарушений речи

Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):

  • дислалия;
  • моторная и сенсорная алалия;
  • афазия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.

Дислалия

Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам - мы поможем!

В этой статье:

В возрасте 6-7 лет дети уже вполне самостоятельные. Это время идти в первый класс, а значит, начинается настоящая «взрослая» жизнь. По своему темпераменту мальчики уже сильно отличаются от девочек. Их интересуют подвижные игры, машинки, драки, футбол и т.д. Что ж, это не так плохо, правда?

Сейчас у мальчика время, когда он должен начать формировать свою мужественность. Важно, чтобы в этот момент рядом был мужчина, с которого можно брать пример. Лучше всего подходит отец. Воспитание мальчика - не самая простая задача для родителей. Нужно обязательно выбрать одну линию поведения, чтобы не получилось так, что отец за что-то ругает, а мама всё прощает и от всего отгораживает ребёнка. Родителям помогут советы детского психолога. Выбирайте правильные игры, книги и мультики. Это возраст, когда перед глазами всегда должны быть только самые отважные, честные и справедливые герои.

Как воспитывать ребёнка

Ваш сын вступает в новую пору жизни. Его ждёт школа, друзья, общение с новыми взрослыми. Теперь ему необходимы несколько иные, чем раньше, поддержка родителей, воспитание и правильный пример. Этим должны заниматься оба родителя. Конечно, идеальная ситуация, когда у ребёнка есть оба родителя. Тогда отец может показать ему, как это - быть мужчиной, брать на себя ответственность.

Семья - лучший пример

Когда в семье гармоничные отношения, ребёнку гораздо проще понять роли мужчины и женщины. Для мальчика важно видеть, как общаются родители, что делают вместе, как решают проблемы. Материнская и отцовская любовь имеют абсолютно разный характер, учат ребёнка разному. Важно, чтобы родители умели соблюдать баланс.

Кто главный в доме

Очень важно, кто в доме главный. Это влияет на то, как ребёнок воспринимает себя, свой пол. Там, где властный отец, не обязательно вырастают «настоящие мужчины». Скорее, он может вырасти
неуверенным в себе, вечно закомплексованным. Тут важно, чтобы у мальчика был здоровый пример перед глазами.

Если же в семье всё решает мама, то дети часто вырастают бесхарактерными. Особенно, если у вас растёт мальчик. Такая ситуация не только нестандартная, она может быть даже опасной для правильного формирования личности.

Конечно, идеальный вариант - золотая середина. Ситуация, когда мама и папа вносят одинаковый вклад в воспитание детей и заботу о доме.

Кто должен заниматься воспитанием мальчика

Часто то, чего не хватает для хорошего поведения - разговор с отцом. Отец обязательно должен выступать авторитетом для сына. С него можно и нужно брать пример. Важно, чтобы отец и сын построили
доверительные отношения. Не будем забывать о том, что роль матери в воспитании тоже очень важна.

Прежде чем чему-то учить и за что-то наказывать, родителям нужно самим договориться о стиле воспитания мальчика. Родителям нужно придерживаться одной линии поведения, иначе ребёнок просто не поймет, когда и кого нужно слушаться. Не должно быть так, что мама за драку поругала, а папа похвалил.

Три правила здорового воспитания мальчика

Если попросите детского психолога дать совет, то он предложит три простых правила. Они помогут вам решить многие проблемы воспитания вашего малыша. Отлично подходят для возраста 6-7 лет.

  • Папа должен стать хорошим примером для подражания.

У папы ребёнок
научится мужественности. У вас родился сын, а значит, уже скоро он поймет, что он мальчик. Он начнёт копировать поведение отца. Сначала это будет забавно, когда кроха в 1-2 годика пытается вести себя, как папа. В то же время это не менее важно. Желание быть похожим на своего отца логичное и нормальное. Для этого отец сам должен быть достойным примером. Поступки, речь, одежда, увлечения - ребёнок захочет, чтобы у него всё было как у папы. Так ваш маленький мужчина возьмёт правильные ориентиры на всю жизнь.

  • Мама воспитывает в сыне уважение к отцу.

Мама не должна переносить свои личные проблемы с мужем на ребёнка. Вы поссорились с супругом? Не нужно говорить маленькому сыну, что папа плохой, никчёмный, не заботится о вас. Это смущает ребёнка и даёт ему неправильные понятия о семейной жизни.

Может быть, папа поздно приходит домой и у него мало времени. Или вы разводитесь, при этом папа будет жить далеко. Сын должен уважать отца в любом случае. В том, что отец делает правильно или неправильно, у него ещё будет время разобраться потом. Сейчас же это его первый и главный пример для подражания. Уважая отца, сын учится быть мужчиной.

  • Мама и папа вместе учат сына уважать женщин.

Уважение к женщине
- это то, чему родители должны научить своего мальчика. Девочек, девушек, женщин нужно защищать и оберегать. Это не сделает сына слабым или уязвимым. Это сделает его мужчиной. Уважение к женщине идёт именно из семьи. Во-первых, сын отлично видит отношение отца к матери. Во-вторых, вы обязательно должны с ним поговорить на эту тему. В 6-7 лет он пойдет в школу. Там будут мальчики и девочки. С кем-то он даже сядет за одну парту. Он должен понимать, что у него особая роль в этом мире.

«Это не по-мужски»

Не будем забывать о том, что у мужчин тоже есть право иногда быть слабыми. С детства воспитывать его в небывалой мужской строгости - тоже не выход. Родителям нужно проявлять тут мудрость. Например, вы увидели, как ваш 6-летний сын примеряет одежду сестры или даже накрасил себе ногти маминым лаком. Это не повод хвататься за голову и думать, что сын «не такой».

У детей есть нормальный интерес к нашему миру. Они пока ещё только учатся быть кем-то. А иногда играют в кого-то. Например, сейчас его заинтересовало, а каково это быть девочкой. Он примерил платье своей сестры. Это ещё не значит, что с его половой ориентацией что-то не так. Конечно, если вдруг его поведение меняется, он начинает
утверждать, что он - девочка, то это другое дело. Сходите с ним к детскому психологу.

Часто ответ лежит на поверхности. В семьях, где мама является главой семьи, самой сильной, уверенной и агрессивной, такое может быть. Для мальчика смещаются гендерные роли. Быть сильным для него - это быть таким, как мама.

А может быть, у вашего маленького мужчины появилась младшая сестренка? Тогда всё внимание малышке. Однако ему тоже хочется быть центром всеобщих восторгов, как было раньше. Вот он и примеряет бантики, резиночки. Тут тоже нет ничего страшного. Он делает это неосознанно, но для родителей такое поведение - сигнал. Обращайте внимание на сына не меньше, чем на маленькую дочку. Сейчас вы ему особенно нужны.

Воспитание через сказку и игру

Маленькому мужчине нужны мужские игры. Папа тут должен принимать активное участие. Вы не сделаете сына агрессивным и драчливым, если будете с ним в шутку бороться. Видите интерес к дракам? Ведите на занятия по боксу, карате. Пусть учится с малых лет управлять своей силой. Потом всегда можно попрактиковаться с папой, но уже со знанием дела.

Игрушки подбирайте соответствующие. Дарить мальчику 6 лет плюшевого мишку - не самая хорошая идея. Он, скорее всего, уже
сам не захочет с ними играть. Теперь его интересуют машинки, роботы, солдатики, конструкторы. Предложите вместе строить дом или учиться правилам дорожного движения.

Сказки, книги, мультфильмы тоже подбирайте соответствующие. В них должен быть некий пример для подражания, например, герой, который умеет побеждать врагов смекалкой, проявлять мужество, уметь постоять за себя. Бессмысленные перестрелки и кулачные бои показывать нет смысла. Сейчас важно сформировать у сына понимание: силу нужно использовать только с умом. Нельзя с помощью своей физической силы или превосходства принуждать к чему-то тех, кто слабее тебя. Нельзя быть жестоким, злым, циничным, смеяться над страданиями других людей.

Обсуждайте с сыном прочитанное и увиденное. Расспросите, чем ему нравится мультфильм, который он смотрит. Старайтесь понять, какие герои его привлекают и почему. Воспитывать можно не только нравоучениями и запретами. Через игры, сказки и мультики многие житейские проблемы решаются проще, а ребёнку становится понятнее, как устроен наш мир.

Будет полезно

Что можно и нужно делать для правильного воспитания вашего сына:


Так вы привьёте сыну правильное понятие о ценностях.

Этого делать не нужно

Вот этого лучше избегать, особенно с ребёнком 6-7 лет:

  • спать в вашей постели;
  • игнорировать проявление его Я, личности и характера;
  • оставлять без обычных домашних обязанностей;
  • выбирать, с кем из детей можно играть и дружить, а с кем нельзя;
  • запрещать проявление инициативы;
  • защищать сына от любых конфликтов с учителями, другими детьми;
  • делать поблажки там, где не нужно, опекать сверх нормы.

Эти проявления родительской заботы только вредят правильному формированию характера.

Наказывать нужно правильно

Наказание - тоже часть воспитательного процесса. Воспитывать и наказывать нужно правильно. Тяжело привыкнуть, что теперь ребёнок стал взрослее. Мальчика этого возраста уже нельзя наказывать так же, как в 3-4 годика. Теперь вы не просто что-то запрещаете, а чётко объясняете, почему вы так поступаете. Наказание, безусловно, должно быть. Но всегда перед этим обсудите ситуацию с сыном. Простые правила помогут вам сориентироваться, что же делать.

Без агрессии

Агрессия в словах и действиях не пойдет на пользу воспитанию. Без особого повода бить, шлёпать, дёргать мальчика не нужно. Вы можете этим лишь научить его, что все проблемы решаются силой. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, тот может ударить слабого. Такие методы наказания приносят только обратный эффект. Не удивляйтесь, если ребёнок начнёт сам проявлять агрессию по отношению к родственникам, другим детям, животным. Это ожидаемый итог таких наказаний.

Шлепок по попе,
конечно, иногда имеет действие. Особенно, если 6-летний ребёнок совершенно не обращает внимания на ваши слова. Но опять же, в нём не должно быть агрессии, желания сделать больно. Это ваша «экстренная кнопка». Наказание за проступок, ошибку или плохое слово не должно быть связано с болью. Такие методы формируют неправильные психологические ориентиры у детей.

Понятно, что родители могут злиться. Плохое поведение, непослушание сильно злит, хочется порой громко крикнуть, шлёпнуть. Даже просто ваш вид может быть агрессивным и пугающим. Всё же это ещё маленький ребёнок. Он всё ещё делает ошибки и учится, познаёт мир, общается, взаимодействует с ним. Сейчас пока ещё есть возможность научить и исправить. Запугивать наказаниями - плохая идея.

Без унижения

Унижать ребёнка, особенно прилюдно - самое плохое, что может сделать родитель в какой-либо ситуации. В 6 лет дети, с одной стороны, хорошо понимают ваши слова. С другой - не всегда могут отличить сказанное в пылу злобы от правды. Все нравоучения оставьте для спокойной обстановки. Если в школе, гостях или на игровой площадке мальчик провинился, то скажите ему об этом. Обязательно скажите, что вы не довольны поведением, после обсудите это дома.

Сейчас тот самый
возраст, когда у мальчиков и девочек формируются важные психологические механизмы. Их психика меняется, меняется и личность. Они взрослеют, набираются опыта. Мальчик уже многое знает и умеет. Оскорбления и унижения могут сильно повлиять на психологическое и эмоциональное развитие. Например, заставят поверить, что он хуже других, недостаточно хорош. Это ломает мнение о себе, взгляд на себя, самоощущение.

Наказание за проступок может быть, но оно не должно вредить ребёнку физически или психологически. Только тогда от ваших действий будет результат, а не вред. Ваше воспитание пойдет на пользу, а не испортит ситуацию ещё сильнее.

Ребёнку уже 6 лет, не забывайте

Помните, что для мальчика важно чувствовать себя мужчиной. Ваше воспитание должно быть построено так, чтобы он ощущал свою мужественность. Он - будущий защитник,
глава семьи, ваша опора. Он должен иметь возможность чувствовать свою роль. Даже если ему всего 6 лет.

Ваши наказания не должны повредить его мыслям, что он маленький мужчина. Поэтому хорошо продумайте вашу линию поведения. Оцените, как развивается ребёнок, что он может, а чего ещё не может. Продумайте заранее, как и за какие проступки будете его наказывать, а где можно обойтись разговором. Где-то можно немного пристыдить, намекнуть, что мужчины так не поступают. В каких-то ситуациях будут запреты, ограничения. Опять же, они не должны повлиять на его самоощущение и самоопределение.

Вопросы к детскому психологу

Детского психолога часто просят прокомментировать, правильно ли родители воспитывают ребёнка. Конечно, каждый малыш уникален. У него свой характер, привычки и потребности. Нельзя навязывать какую-то общую модель воспитания без внимания к индивидуальности сына. Тут родителям нужно самим принять решение, каким бы они хотели видеть своего ребёнка, когда он вырастет.

Ниже приведены ответы психолога на самые распространенные вопросы родителей.

Сыну 6 лет, но он предпочитает играть только с девочками на площадке. Это нормально?

Тут главный вопрос, почему он это делает. Вы не пробовали спрашивать сына, почему ему больше нравится играть с девочками, чем с мальчиками своего возраста? Дело может быть совсем не в том, что ваш сын какой-то «не такой». Девочки более эмоциональные и даже в 5-6 лет обладают большей эмпатией. Возможно, вашему ребёнку тяжело даётся завязать дружбу с другими мальчиками. С девочками легче подружиться, они принимают его в игру. В этом возрасте игры
девочек и мальчиков отличаются, но дети вполне могут находиться в такой смешанной компании.

Ещё важно, кто занимается воспитанием мальчика. Если это делают мама, бабушки и тёти, то всё понятно. Он просто привык к женскому обществу. Таких же друзей ищет себе и для игр. Конечно, хотелось бы, чтобы в 6 лет мальчик мог с лёгкостью находить общий язык со всеми ребятами на площадке. Но не стоит сильно переживать, особенно если друзья мужского пола у него всё-таки есть.

Моему сыну (6 лет) не удаётся найти друзей в школе. Как ему помочь?

Возможно, он просто стеснительный? Новое окружение, новые люди, новые условия. Подождите, пока идёт процесс адаптации первоклассника к школе. Да и кто сказал, что друзья появляются вот так сразу, за 1-2 недели? С другой стороны, если вы очень жёстко воспитываете ребёнка, то он может быть замкнутым. В возрасте 6 лет дети всё ещё сильно зависят от мнения родителей.

Ваши слова могут его расстраивать, особенно если вы часто упоминаете, что он глупый, неопрятный, неловкий, растяпа, растеряша. Это понижает самооценку. Сын может бояться, что новые люди его возраста не примут его или отвергнут, потому что он «растяпа, неловкий и неопрятный». Такие негативные определения лучше убрать из вашего общения с мальчиком. Уверенности в своих силах они не прибавляют.

Не разрешаю жене наказывать ребёнка, мальчика 6 лет. Наказываю только сам, это правильно?

Главное,
не кто наказывает, а как. И за что. Если вы считаете, что отшлёпать по попе может только папа, то это спорное утверждение. Пока что оба родителя несут одинаковую функцию в воспитании сына. Наказание в любом случае не должно быть унижением. Папа или мама - не имеет значения.

С другой стороны, мама бывает очень мягкая и зачастую не может проявить строгость, когда это необходимо. Тогда вам лучше разговаривать с сыном вместе. Покажите ему, что вы оба придерживаетесь одного мнения насчет воспитания и правил поведения.

Можно ли в наказание отшлёпать сына, если ему уже седьмой год?

Лучше этого не делать. К 7 годам дети уже вполне хорошо понимают, почему их собираются наказать. Они уже выучили многие правила поведения, даже если не хотят им следовать. Теперь старайтесь больше разговаривать, обсуждать. Конечно, если ситуация того требует, можно шлепнуть ребёнка. Но лучше этого избегать. Сейчас мальчика уже нужно воспитывать так, чтобы он начинал чувствовать себя мужчиной.

Мальчик 6 лет ударил девочку на площадке. Как быть? Нужно ли наказывать?

Зависит от того, как вы хотите его наказать. Отшлёпать у всех на глазах? Ударить его в ответ? Агрессия рождает только ещё большую агрессию. Первое, что нужно сделать, это разобрать, почему он ударил девочку. В вашей семье допустимо поднимать руку друг на друга? Когда сын не прав, вы его бьёте, шлёпаете? Если он видит такой пример решения конфликтов, то тут скорее виноваты родители.

Наказывать нужно, но с умом. Обязательно проследите, чтобы сын извинился перед девочкой, попросил прощения. Затем поговорите с ним. Лучше пусть поговорит отец или дедушка, дядя, если отца нет. Тут нужно просто, но чётко объяснить: ты мужчина, хоть и маленький. Бить девочку, которая слабее - не правильно. Даже, если она неправа, обзывалась, первой начала.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, . Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.

Воспитывать сыновей считалось раньше не женским занятием. Еще в древней Спарте мальчиков разлучали с матерями и отдавали на воспитание мужчинам.

Как правильно воспитывать мальчика 6 лет?

Пару веков назад, в России за парнем ухаживал «дядька», впоследствии, воспитание мальчика 6 лет доверяли гувернеру. Детей низшего сословия начинали приобщать к мужским делам достаточно рано.

Трудовое воспитание всегда являлось заботой взрослых мужчин, проживающих в доме. Отец всегда занимал исключительное место в воспитании сына. Как бы мама не стремилась его заменить, ей это полностью не удастся.

Воспитание мальчиков 6 лет должно проходить с участием обоих родителей, в атмосфере безопасности и любви.

Шесть лет - очень ответственный возрастной этап. Продолжается он до 14-и и носит переломный характер. Именно в эту пору зарождаются в парне мужские основы.

Черты характерные для 6 летнего возраста:

  • мальчик начинает интересоваться оружием, играет в «войну»;
  • ему нравится плащ супермена;
  • ребенок вступает в борьбу, решает конфликты.

Психология воспитания ребенка 6 лет имеет еще одну особенность:проявляется повышенный интерес к мужской половине населения. Все свое внимание мальчишки переключают на папу, дедушку, дядю. Просыпается желание научиться быть мужчиной. Следовательно, все свое время малыш пытается находиться рядом с взрослыми, подражает им во всем. Поэтому папе надо демонстрировать свои наилучшие качества.

Предполагаемые трудности воспитания

Ребенок в возрасте шести лет начинает копировать папины поступки. Поэтому, когда тот, вернувшись с работы, ложится на диване, читает газету, малыш принимает это, как догму.

Когда чадо станет приходить из школы домой, оказывать маме помощь не будет, полностью растворяясь в своих играх. Убирать после еды тарелку со стола, бросать вещи в корзину грязного белья - ребенок будет после скандала. Он не может понять, почему его обязывают это делать, если папа так не поступает. В подобных семьях часто можно услышать «почему я должен переодеваться, если отец не делает этого?».

Воспитание 6 летнего мальчика необходимо проводить отцом либо в его присутствии. Тогда, возможно, будет избежать диких выходок, привлекающих внимание отца.

При отсутствии мужского воспитания в 6 лет могут появиться следующие проблемы:

  • драки;
  • разбитые стекла в школе;
  • пожары;
  • серьезные травмы;
  • воровство;
  • агрессия;
  • заболевания.

Влияние взрослого мужчины на поведение малыша в этот период превосходит. Если старший игнорирует младшего, то второй может устраивать странные поступки, привлекая к себе внимание.

Роль мамы в воспитании мальчика

Привязанность к отцу в шестилетнем возрасте не означает полное отсутствие матери рядом. Не надо устанавливать дистанцию, чтобы придать ребенку больше мужественности.

Правильное воспитание мальчика в 7 лет основывается на осознании, что мама самый близкий человек, на которого всегда можно положиться в трудную минуту. Содержать мальчика в большой строгости не рекомендуется. Не надо убивать в нем окончательно чувство нежности.

Отличным вариантом можно было бы назвать участие в процессе формирования личности обоих родителей. Сын был бы близок к маме, но находился бы под прямым влиянием отца. Чтобы избежать увлечения мамиными интересами, папе рекомендуется уделить больше внимания общению с ним.

Занятия для шестилетнего мальчика:

  • рыбалка;
  • выход на природу;
  • ремонт велосипеда;
  • любая мужская домашняя работа.

Но помните, что критиковать маму категорически нельзя. Любую женскую работу также. Когда отец проявляет излишнюю суровость, ребенок начнет его бояться, сторониться. Установившийся между ними контакт будет нарушен. Папе надо пересмотреть свою линию поведения.

Отдаление матери лишает сына тепла, любви. Он заглушает в себе обиду, боль, убивая нежность. Видя отстраненность матери, ребенок делает вывод о недопустимости проявления нежных чувств. Последствия будут самые тяжелые. В обществе появится личность жестокая, грубая, эмоционально зажатая. Ему сложно будет установить контакт с окружающими. Все общение будет сводиться к приказам, угрозам.

Чаще обнимайте сына, чтобы он не вырос таким. Дайте ему почувствовать, что любите его. Воспитание сына 6 лет надо осуществлять, используя заботу, уважение, любовь.

Тонкости полового воспитания

В шестилетнем возрасте ребенок четко осознает свою принадлежность к мужскому полу. Закономерным является вопрос: откуда берутся дети.

Половое воспитание мальчиков 6 лет опирается на следующие принципы:

  • отвечайте на все, что его интересует. Объясняйте, рассказывайте вразумительно. Когда малыш спрашивает: откуда он появился, расскажите историю встречи родителей. Добавьте в свой рассказ волшебства. В подробности о процессе зачатия посвящать ребенка не следует;
  • все беседы должны быть понятными, простыми. Излагайте в доступной для детского понимания форме. Медицинские справочники читать ему не надо. В свободное время просматривайте детские книги о развитии мальчиков, девочек;
  • попробуйте стороной обойти тему жестокости, насилия. Она может убить желание общения с девочками. Запугивать малыша не надо.

Именно папа обязан заниматься вопросами полового созревания сына. Он рассказывает ему, каким бывает настоящий мужчина, что ему следует уметь делать. Такие беседы способствуют укреплению дружеских отношений между поколениями. Если в дальнейшем у сына появятся проблемы, переживания, он смело пойдет с ними к родителю.

В обществе часто встречаются мужчины нерешительные, не способные принять решение по важным вопросам. Они стремятся уйти от проблем. Почему так ведут себя? Ответ на этот вопрос надо искать в детстве. Очень важно с раннего возраста развивать смелость, решительность.

Психологи, изучив ситуацию семьях, дают советы, как вырастить мужчину:

  • папа – пример для подражания. Малыш следит за его поведением, впитывает все на подсознательном уровне;
  • развивайте в сыне уважительное отношение к представительницам женского пола. Ему следует осознавать, что девочку надо защищать. Оказывая ей посильную помощь, он развивает свою мужественность;
  • дайте ему почувствовать себя мужчиной. Покупайте игрушки для мальчиков. Привлекайте к участию в домашних делах, с которыми может справиться только мужчина.

Маме надо проводить воспитание ребенка 6 лет на уважительном отношении к отцу. На поведении ее не должно сказаться долгое отсутствие мужа дома, задержки на работе, командировки. Если она начнет критиковать папу, в подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с таким ребенком.

Психология воспитания мальчика 6 лет опирается на золотую середину, доверие, взаимоуважение всех членов семьи.

Какой-то одной модели воспитания придерживаться не стоит. Они все идеальны, но бывают абсолютно противоположны. Найдите для себя оптимальный вариант, взяв из каждой понемногу. Не забывайте, что каждый малыш индивидуален. Любите сына и позвольте ему любить вас. Проводите воспитание через примеры, сказки, разные ситуации.

4 голос, средняя оценка: 4,50 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.