Загадки на внутренние мышление. О загадках. Продолжение консультации для педагогов. Веселые детские загадки

Увлекательные загадки для развития нестандартного мышления

1. В Турции многие чистильщики обуви предлагают прохожим свои услуги абсолютно бесплатно. Однако те, решив воспользоваться предложением, сами платят им деньгами.
Почему?

2. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?

3. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?

4. Сырым его не едят, а вареным выбрасывают. Что это?

5. Сколько лет длилась "Столетняя война"?

6. У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

7. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?

8. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

9. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

10. Можно ли из двух химических элементов создать еще один элемент?

11. Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на "а", либо на "я": Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на "а", ни на "я". Назовите его.

12. Назовите пять дней, не называя чисел (напр., 1, 2, 3,..) и названий дней (напр., понедельник, вторник, среда...).

13. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

14. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?

15. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?

16. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?

17. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?

18. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

19. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

20. Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?

21. В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

1. Предприимчивые турки чистят бесплатно только один ботинок, а чтобы не выглядеть глупо в одном начищенном ботинке, прохожий вынужден платить за чистку второго.

2. На первом.

3. Ваше имя.

4. Лавровый лист.

5. 116 лет. Да-да с 1337 по 1453г.

6. Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях.

7. Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.

8. Нет - через 72 часа будет снова полночь.

9. Кусок льда.

10. Да, гальванический.

11. Любовь.

12. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

13. Многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь открыта.

14. Надо достать лист бумаги.

15. В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.

16. 100%, т.к. три точки всегда образуют одну плоскость.

17. 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.

18. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

19. 1 ч 40 мин = 100 мин.

20. Петухи не кладут яйца.

21. Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".

По мере роста малыша занятия с ним должны быть не только интересными ему, но и полезными. Загадки на смекалку позволяют ребенку не просто использовать уже известные данные, но и размышлять над ответом. развивается именно таким образом. Конечно, взрослым придется поломать голову над тем, чтобы придумать такие загадки. Хотя сложного в этом ничего и нет.

Смешные варианты с подвохом

Загадки на смекалку не обязательно должны иметь какой-то прямой ответ. Нет, чем они запутаннее, тем интереснее. Например, вот такие:

  • По мнению охотников,
  • Как звался первый в мире полупроводник?
  • Работа - не волк. Это всем известно. А что тогда?

Такие загадки на смекалку с подвохом подходят и взрослым. Далеко не каждый ведь нашел ответы? А они просты: чучело земли, Иван Сусанин, произведение расстояния на силу. Старшие школьники вполне могут справиться с такими загадками. А младшим, конечно, будет тяжело разобраться. Поэтому им можно придумать и попроще.

Варианты для младших школьников

Поскольку маленькие детки, хоть и соображают достаточно шустро, знаниями обладают меньшими, то и смешные загадки на смекалку должны быть соразмерны их познаниям. Например, вот такие:

  • Есть в мышеловке сыр. Но какая мышка сможет его получить?
  • Она даже в самую большую кастрюлю не сможет поместиться.
  • Есть такая вещь, по которой ходят часто, а ездят очень редко. Что это?

Малышам будет достаточно просто и весело найти ответ на такие загадки на смекалку. А вы смогли их найти? Ответы просты: вторая мышка, крышка от этой кастрюли, лестница. Находить отгадки не только весело и интересно, но и познавательно. Это развивает мышление и логику.

Загадки с обманом

Здесь нужно додумать правильный ответ, исходя из того, что уже дано в самом вопросе. Эти загадки на смекалку для детей позволяют развивать не только нестандартное мышление и логику, но и внимательность. Например, вот такие:

  • У нашей Юльки на щеках сосульки.
  • Плыли целую неделю по реке у нас капели.
  • Вот ушли метель, да стужа. В небе светит ярко лужа.
  • В лесу стук разносится. Это барабанит солнце?
  • Воркует весело, задорно, нежно весной всегда подснежник?
  • Уж снег растаял между сосен. И зиму нам сменила осень?

Самые внимательные уже нашли ответы на эти загадки на смекалку. Это: веснушки, льдины, солнце, дятел, голубь, весна. Разгадывать будет интересно не только детям, но и взрослым. Поэтому использовать такие загадки на смекалку с ответами можно для семейной игры. Или в дороге, когда нужно занять ребенка чем-то, да и самим развлечься.

Веселые детские загадки

Их можно придумать очень много и прямо на ходу. Вот некоторые примеры:

  • Кто такой Винни Пух - свинья или кабанчик?
  • У папы Маши пять дочерей. Четверых зовут: Таня, Аня, Алена, Света. Как зовут пятую?
  • У шести братьев есть по одной сестре. Сколько же всего сестер?
  • Если их больше, то вес становится меньше.
  • Сам идешь, а его за собой оставляешь.
  • Что рядом с домом, выше, чем он, но ничего не весит?
  • В руку его не схватишь, а получишь от него в глаз - плачешь.
  • Легкий, как пушинка, а удержать долго нельзя.

Эти загадки на смекалку с ответами достаточно просты:

  • Медведь.
  • Маша.
  • Одна сестра, раз они все братья.
  • Дырки.
  • След.
  • Тень от дома.
  • Вдох.

Придумать их можно быстро и без особой напряженности. Или же использовать старые, проверенные варианты типа: какая мышь ходит на обеих ногах, какая утка может ходить на двух лапах, какие действия нужны, чтобы убрать слона в морозильную камеру. Ответы с детства помнят многие взрослые: Микки-Маус, любая утка ходит на двух лапках, открыть морозилку, положить слона, закрыть дверцу (3 действия всего).

Логические задачки на смекалку

Взрослым и школьникам будет интересно искать ответы на такие загадки, поскольку они стимулируют и мышления. Над разгадками придется изрядно «попотеть». Вот некоторые примеры:

  • Посмотрев в лупу на треугольник, что нельзя увеличить?
  • Черной кошке проще всего попасть в дом тогда, когда…
  • Если машина поворачивает направо, то какое колесо у нее не крутится?
  • Насколько глубоко в лес заяц может забежать?
  • В комнате горели 30 свечек, из них 10 затушили. Сколько же осталось?
  • На ветке сидели четыре птички, из них три решили полететь. Сколько сейчас сидит на ветке?
  • Что можно взять в правую руку, но при этом никак не взять в левую?

Не каждый взрослый сможет найти ответы на эти задачки. А они достаточно просты и логичны, если подумать хорошенько:

  • Углы (они под воздействием лупы никак не станут больше).
  • Когда открыта дверь (иначе любой кошке тяжело попасть в дом).
  • Запасное, все остальные во время движения крутятся.
  • Ровно до середины леса. Начиная с середины, он будет выбегать из леса, а не забегать в него.
  • Останется 10 свечек, остальные сгорят.
  • Четыре и осталось, три только решили полететь, но еще не улетели.
  • Левый локоть можно взять в правую руку, а в левую уже нет.

Шутки-минутки

С ними знакомы многие взрослые, но их легко можно адаптировать и для детей. Например, вот такие варианты:

  • Страус может называть себя птицей?
  • Большой, с усами, набит зайцами полностью. Что это?
  • Во время дождя лиса всегда прячется под этим деревом. Какое это дерево?
  • Какие месяцы в году имеют по 28 дней?
  • Когда курица переходит дорогу, куда она идет?
  • Серенький, маленький, похожий на слона.

Такие шутки-минутки тоже отлично развивают логику у деток, поэтому их смело можно загадывать на занятиях. При этом о том, что это развивающие уроки, малыши даже и не догадаются. А тем, кто затрудняется с ответами, вот они:

  • Нет, не может, птицы не разговаривают.
  • Троллейбус.
  • Мокрым. Во время дождя все деревья в лесу мокрые.
  • Все месяцы состоят как минимум из 28 дней.
  • Курица идет на другую сторону дороги, это ее личное дело.
  • Слоненок - маленький и серенький, похож на взрослых слонов.

Такие загадки можно придумать прямо на ходу, чтобы развлечь и себя, и ребенка. Находить разгадки тоже будет весело и тем, и другим, поэтому многие учителя и воспитатели используют такую игровую форму на различных праздниках и собраниях. Если семья большая, то дома можно устраивать даже соревнования с загадками. Это будет весело и интересно, да еще и познавательно, как и хочется многим родителям. Такие нешумные развивающие занятия для всей семьи придутся по душе многим.

Усачева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№136
Населённый пункт: городТверь
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Роль загадки в формировании словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 23.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 136

Усачевой Светланы Михайловны по теме «Роль загадки в формировании словесно –

логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. «Загадки представляют большую ценность, т.к. развивают мышление,

воображение,

сообразительность.

Расширяют

кругозор,

развивают

любознательность.

Тренируют память, внимание. Загадка, являясь одной из форм устного народного творчества,

приобщает детей к истокам русской культуры, закладывает основу любви к своему народу». Все

соответствует

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Где одна из главных задач – это воспитание

творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А.

Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке

до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных

развития

мыслительной

деятельности

выступает

становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но

вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное

упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным.

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность

предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной

деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об

окружающем мире.

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении

загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего

обоснования отгадки. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить,

но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом,

одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического

мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки.

Гипотеза: уровень развития словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста будет повышаться, если использовать загадки в совместной деятельности.

Цель: повышение

развития

словесно

логического

мышления

старшего

дошкольного возраста путем использования загадок в совместной деятельности.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолога – педагогическую и методическую литературу по

проблеме

формирование

словесно

логического

мышления

старшего

дошкольного возраста посредством загадок;

развития

словесно

логического

мышления

старшего

дошкольного возраста;

Разработать

педагогической

формированию

старшего

дошкольного

возраста

словесно

логического

мышления

процессе

обучения

отгадыванию и загадыванию загадок;

Развивать

любознательность,

воображение

творческую

активность,

доказательную

используя

Тверского края.

Повысить

компетентность

родителей

воспитанников

(развитие

словесно – логического мышления).

Ожидаемый

результат: у

развиваться

мышление,

любознательность,

сообразительность, доказательная речь, расшириться кругозор, повыситься уровень словесно –

логического мышления, сформируется интерес детей к загадкам, в том числе и к загадкам

Тверского края как одному из фольклорных жанров. Дети смогут выделять сходные признаки,

группировать их и самостоятельно составлять загадки по таблицам и без них.

Дети знают:

Загадка – это один из видов МФЖ;

Разные типы и виды загадок;

Как сочинять загадки по опорным таблицам и без них;

Загадки Тверского края.

Дети умеют:

По одному или двум признакам восстановить целостный образ предмета и отгадать загадку;

По несколько последовательных действий - признаков, характерных для одного вида найти

отгадку. Например, в загадке “Сперва блеск, за блеском треск, за треском - плеск”(гроза);

Отгадывать разные типы загадок на основе сопоставления, сравнения предметов и явлений;

Выделять сходные признаки, группировать их и самостоятельно составлять загадки.

Теоретическая база.

Для того, что бы более качественно подойти к решению данной проблеме по теме «Роль

формировании

словесно

логического

мышления»,

психолога

педагогическая и методическая литература. Работа по формированию словесно – логического

мышления с использованием загадок была отражена уже у ведущих педагогов, каких как К.Д.

Ушинский, Ю.Г. Илларионова, А.М. Бородич, Е. Кудрявцева, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.П.

Усова и др.

В ходе изучения различных источников было выяснено что:

Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка

значение

формировании

интеллекта.

Отгадывание

предполагает

наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира,

расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом

предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Есть мнение о том, что первобытные люди верили во внешнюю сознательную силу и боялись

ее. Чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте, от пожара, наводнения,

неурожая,

использовалась

условная

Получается,

придумал

словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его

Шли годы и века, первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, но тем не менее она

закрепилась

ритуалах,

праздниках.

загадывает традиционно три загадки? Для того, чтобы проверить его ум и находчивость.

действительности. Общество развивается, меняется и тематика загадок. Особое значение имеет

сборник «Загадки русского народа» Н.Д. Садовникова. В нем 2500 загадок, не считая вариантов.

Учитывая тесную связь загадок с бытом людей, он расположил загадки по тематике отгадок.

Деление это удобно и существует до сих пор.

Считается, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них

доказательной

описательной

доказывать

правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную

словесную

доказательство

отличных

описания

повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве при отгадывании

загадок с ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что

отгадка правильна. Учу детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей

полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомлю с теми предметами и явлениями, о

предлагаться

доказательства

обоснованными

Систематическая работа по развитию у детей навыков

доказательной речи при

объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами

для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи,

обращаем

внимание

языковые

особенности

замечать

своеобразие

художественного

понимать,

речевыми

средствами

вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, научим детей

композиционные

особенности

чувствовать

своеобразие

синтаксических конструкций.

Композиционные

языковые

особенности

выразительной,

логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая

предложенная

художественной

Систематическая

загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их

основе делать логические выводы.

Система работы.

педагогическая

диагностика

выявления

развития

словесно

логического

мышления

дошкольников.

Результаты

показали

недостаточный

развития

словесно

логического мышления для детей старшего возраста. Поэтому я решила повысить уровень

развития

словесно

логического

мышления

использования

совместной

деятельности с детьми. Составила перспективный план работы совместной деятельности с

детьми по кварталам.

Так как основой для отгадывания загадок служат достаточно полные представления о

предметах и явлениях, я учитывала опыт детей как коллективный, так и индивидуальный.

Поэтому первым этапом в моей работе является подготовительный этап.

Учитывая многообразие загадок, я в своей работе применяю те, которые доступны возрасту,

умственному развитию и индивидуальным особенностям ребенка, и использую методические

последовательность (от простого к сложному);

постоянство (использование загадок по проходимой лексической теме).

I видом подготовительной работы является экскурсия, которая проводится во все времена

года. На экскурсии я объясняю непонятные слова, концентрирую внимание детей, обогащаю

словарь, развиваю память и учу логически мыслить, так как перед детьми постоянно ставится

вопросы: Почему? Зачем? Для чего?

II вид подготовительной работы - рассматривание объектов, связанных с определенной

лексической темой.

Приведу один из примеров. Тема: “Транспорт”

Рассматриваем велосипед. Определяем признаки внешнего вида: что есть у велосипеда? (Колеса

У большого - 2, у маленького - 3, педали, руль, сиденье, багажник, звонок); характер

движения (велосипед едет по дороге, на велосипеде катаются на улице); назначение (нужен,

чтобы на нем катались дети и взрослые). Знания полученные во время рассматривания являются

основой для отгадывания загадки:

“Чудо, чудо. чудеса.

Подомной два колеса,

Я ногами их верчу,

И качу, качу, качу.”

После рассматривания объекта большинство детей отгадывают загадку верно. Таким образом,

рассматривая различные предметы, дети учатся выделять существенные признаки, связи,

зависимости, отмечают особенности внешнего вида, материала из которых они сделаны,

назначение, способ использования предметов.

III вид предварительной работы - сравнение.

Проводя предварительную работу, я учу детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть

общее и отличительное, вопросами побуждая находить слова и выражения для обозначения

виденного: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?», «Какими словами можно сказать об

этом?». Чем разнообразнее будут сопоставления, тем легче дети усваивают переносный смысл

образных выражений, что необходимо при отгадывании загадок.

IV вид предварительной работы - тактильные ощущения.

Умственное развитие ребенка идет успешнее, если он получает большое количество

информации от своих органов чувств. Поэтому на подготовительном этапе работа начинается с

воспитания тактильной памяти. В процессе работы я учу детей узнавать предметы на ощупь,

различать тепло и холод, металл, дерево, мягкие и твердые предметы, величину, количество,

запах, вкус.

Проведя вышеуказанную предварительную работу, я стала загадать загадки 3-х типов, учитывая

их словарный запас, слуховое восприятие, память, мыслительные операции и индивидуальные

особенности.

1 тип загадок - описательные, в которых используются в основном эпитеты.

«Белый, пушистый, прыгает ловко, грызет морковку». (Заяц).

II тип - загадки на сравнение.

«Над глазами стрелочки

У мальчика и девочки.

Кто устроился так ловко

Над глазами?

Это…» (бровки)

III тип - загадки метафорические, построенные по принципу полного замещения одного

понятия другим на основе их сходства.

«Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ».

В своей работе мною использовались следующим методы:

Наглядные

Наблюдение. Например, что бы отгадать загадку «В воде купался, а сух остался»,

надо наблюдать эту особенность гуся, понимать почему перья птицы после купания

остаются сухими. Это можно увидеть на экскурсии к водоему или посмотрев

видеофильм.

Показ картин и игрушек. Например, «Пляшет крошка, а всего одна ножка»

(волчок) т.е. в данном случае загадка построена на знании таких свойств, предметов в

процессе действия с ним.

Рассматривание картин, игрушек, предметов и т.д. Например, после

рассматривания грибов, детям загадывают загадки про грибы. Например, «Я родился в

день дождливый под осинкой молодой. Круглый, гладенький, красивый. С толстой

ножкой и прямой» (подосиновик). Перечисленные признаки, сформированные в виде

художественного описания в загадке, осознаются глубже, поэтому прочнее усваиваются.

Словесные

2.1.Беседы в рамках изучаемой лексической темы. Например, нужно задавать вопросы

дисперсионного характера, раскрывающие ребенку односторонность отгадки. Так загадку

«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает».

2.2. Высказывание детей из личного опыта.

2.3.Чтение художественной литературы.

2.4.Проблемные ситуации.

3. Практический.

3.1.Дидактические игры по классификации предметов на основании, какого либо признака.

Например, «Кому это нужно?», «Из чего сделано?».

3.2. Речевые игры. Например, «Кто лишний?». Дети отгадывают 3 – 4 загадки, одну о

животных, остальные о птицах. И выбирают кто лишний, обосновывая свой ответ.

3.3.Подвижные игры.

3.4.Игры драматизации. Здесь используются загадки – обманки, загадки – рифмовки,

метафорические.

3.5.Моделирование.

3.6.Графические загадки.

3.7.Проблемно – поисковая деятельность. Например, что бы отгадать загадку «В огне не горит,

в воде не тонет» (лед). Надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке.

3.8.Математические загадки.

Таким образом, система работы по формированию словесно – логического мышления

старшего дошкольного возраста через загадку предполагает развития мышления во всех видах

деятельности.

Использовать загадки можно в совместной деятельности, как в режимных моментах, так и в

образовательной

деятельности,

развлечениях

использованы

образовательных

областях,

выделенных

стандарте

дошкольного

образования.

Взаимодействие.

Вся работа осуществляется при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Для

этого используются активные формы и методы работы: совместные досуги и развлечения,

викторины,

открытые

просмотры

совместной

деятельности

консультации. Также тесно и осуществляется работа и со специалистами ДОУ музыкальным

руководителем,

инструктором

Совместно

разрабатываются

сценарии

мероприятий,

тематических дней и недель с использованием загадок, в том числе и загадок Тверского края.

Совместно с «Областной станцией юных натуралистов Тверской области» было проведено

тематическое мероприятие «Красная книга Тверской области в загадках и картинках».

Вывод.

Загадка имеет большое значение в развитии и становлении личности ребенка. Чем легче

ребенок отгадывает, тем выше его интеллект, ибо здесь необходимо развитее всех психических

процессов: воображения, представления, памяти, обобщения, восприятия (формы, величины),

развитие слуха.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод: если систематически, последовательно

работать над отгадыванием и загадыванием загадок, повыситься уровень словесно-логического

мышления у детей старшего возраста.

Приложение

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается

загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле,

за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это...

(Мишка\ Белка)

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не

буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут

подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем

используются.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы - женщины).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают

использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но

обрамленная в образную народную речь.

5. Сюжетные загадки

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь

одновременно фоном и набором условий загадки.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по

отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью

логических уравнений.

7. Юмористические (дурацкие) загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота,

просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Что это? зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Методы и приемы, используемые при работе с загадками

Наглядный

Словесный

Практический

Наблюдение;

Показ игрушек,

иллюстраций и видео;

Рассматривание картин и

предметов.

Высказывания из личного

художественной

литературы;

Проблемные ситуации.

Дидактические игры;

Речевые игры;

Подвижные игры;

Игры драматизации;

Опыты, экскурсии;

Моделирование;

Графические и

математические задачи;

Виды совместной деятельности с детьми, где используются загадки

Образовательная деятельность и деятельность в

режимных моментах

Досуговая деятельность

Проблемные ситуации

Театрализованная деятельность

Сюжетно – ролевые игры

Викторины

Что? Где? Когда?

Организационные моменты

Вечера развлечения

Праздники

Концерты

Театрализованная деятельность

Инсценировки

Физкультурные досуги

Оксана Корнеева
О загадках. Продолжение консультации для педагогов

О ЗАГАДКАХ:

Это продолжение моего предыдущего поста о загадках. Я уже рассказала вам об истории возникновения загадок. здесь:

http://www..html

Сегодня я хочу рассказать о разновидностях загадок и о методах обучения.

Все мы с вами, педагоги, уже перешли на новый стандарт обучения. Введение новых технологий при обучении дошкольников преподнесло изменение современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, и прежде всего: обращением к личности ребенка.

Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности . И именно загадка выступает, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка.

Изначально, загадка выполняла культовые цели. Первобытный человек был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. (Об этом я рассказывала в предыдущей публикации).

В современном мире, загадка почти перестала играть культовую, мистическую и социальную роль. Но тем не менее, художественная и образовательная функции остались. Загадки являются развлечением, применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия.

И об этом мы поговорим более подробно.

РАЗНОВИДНОСТИ ЗАГАДОК:

1. Прямые загадки – это загадки, в которых с помощью иносказаний описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как в разговорной, так и стихотворной форме.

Разговорная форма:

Что такое? : не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.)

Не обязательно, чтобы в загадке был загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце).

Стихотворная форма:

Кто один имеет рог?

Отгадайте.

Ответ: Носорог

2. Загадки - обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это….Мишка Белка *

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в решение факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Каких камней не бывает в речке? (Сухих)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки) .

4. Математические загадки - решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.

Например:

Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? Ответ: 3 внука

5. Сюжетные - особый разряд сюжетных загадок. Здесь сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки. Ну это известная игра «Данетки» . Об этой игре я рассказывала в своей предыдущей публикации. Если интересно – зайдите в мою предыдущую публикацию.

6. Логические - решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений и их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

7. Загадки - шутки - обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота. И имеют вопрос.

Например:

Под каким деревом сидит заяц во время дождя? Ответ: под мокрым.

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Шарады, анаграммы, ребусы. Суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы и из них составить новые слова.

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход мыслей ребенка при отгадывании, торопят малыша, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ самим ребёнком.

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе. При систематическом наблюдении за явлениями природы ребёнок сможет увидеть это явление в разные периоды его развития и составить об этом более полное представление. Например,:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Важным источником знаний также является художественная литература . Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться образными выражениями.

И самое главное ,что должен знать взрослый при отгадывании загадок (загадывании): АНАЛИЗ.

То есть, например загадка:

«Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел».

Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Какой он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок самостоятельно проанализировав отвечает: «Это бабочка».

Надеюсь, что вам пригодится этот материал в работе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Индивидуальные консультации по запросам родителей Здравствуйте уважаемые коллеги! Во всех детских садах воспитатели проводят индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей. Я.

Конспект консультации для родителей «Современная семья - какая она?» Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер Семья – социальный.

Консультации для родителей «Питание в выходные дни» Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического.

Уважаемые родители! На этой неделе мы будем изучать материал по теме - «Мой дом, мой город!».1)Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Наш.

На этой неделе мы будем изучать материал по теме - «Я и моя семья».1)Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Я узнал, что у Меня, Есть огромная.

Роль загадки в развитии старших дошкольников

Воспитатель старшей группы «Сказка» Чумакова Ольга Владимировна

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка:

Это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Стимуляция умственной активности;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорной сферы.

Виды загадок с примерами.

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.

Ответ: уточка.

2.Загадки-рифмовки . Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
( мишка, белка)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает...

( корова , обезьяна)

Ржёт на поле поутру
Длинногривый...

( кенгуру , конь)

Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее...

( заяц , лиса)

4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год

ежик в комнате живет.

Если пол намазан воском,

Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:

Скоро 1 0 лет Сереже —

Диме нет еще шести.

Дима все никак не может

До Сережи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа?

(на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Машенька и три медведя).

Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит жужжит,

упадет - землю роет

(жук).

Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно-речевого развития.

Загадки о явлениях природы , о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Ответ: снег

Растут зеленеют

Упадут пожелтеют

Полежат почернеют

Ответ:(листья)

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами , где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.

Ответ: глаза

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.

Ответ: чайник.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

Ответ: иголка

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное - заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения - это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

    Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.

    Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

    Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Использовался интернет источник http://nsportal.ru/

Литература:

    Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

    Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

    Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

    Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7